Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рене Декарт






1. Предыстория: понятие " стиль" в психологии.

Как и каждая научная проблема, проблема стиля деятельности (СП) имеет свою предысторию и свои аналоги. В психологии понятие стиль первым использовал А.Адлер [ 165 ]. Стилем он назвал совокупность осо­бенностей поведения человека, способствующих компенсации его индиви­дуальных дефектов (" физических, психических, социальных). Такой стиль складывается " стихийно, как следствие взаимодействия индивидуальных особенностей человека и социальных условий его жизни. Позднее понятие стиль психологи использовали для объяснения единства разнообразных проявлений психики человека. Г.Олпорт, [166] к стилю относит " инструментальны" черты личности (способы и средства поведения), с помощью которых человек реализует свои мотивы и цели. Р.Стагнер [180] перцептивными стилями называет обобщенные схемы соотнесения образов и форм реагирования. Х.Виткин [185, 186] под когнитивными стилями понимает симптомокомплекс личностно обусловленных индивидуальных и возрастных различий в познавательной деятельности, выделяя " полезависимый" и " поленезависимый" стили. В современной западной психологии выделяют более десяти других когнитивных стилей [69; 70].

В отечественной психологии первым исследованием, в котором было сформулировано понятие стиль, считают работу Ю.А.Самарина [120].В ней показана технически опосредующая роль стиля в развитии способ­ностей человека, подчеркивается возможность индивидуального своеоб­разия" стиля. Стиль понимается как производное трех компонентов: 1) направленности личности; 2) степени сознательного владения своими психическими процессами; 3) техническими приемами деятельности. Стиль рассматривается как проблема двух полюсов: есть " рациональные стили", " дающие умственным возможностям правильное направление", и " нерациональные", " своего рода педагогический брак". Аналогично понятие стиль использовал и А.Д. Ошмарин. Отечественная концепция индивидуального стиля деятельности (ИСД) реализует не только особое понимание стиля как определенной психологической системы, но всегда подразумевает его в связи с конкретными индивидуальными особенностями человека. Эта концепция опирается на данные дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Основателем первой считают немецкого психолога В.Штерна [181], который понимал ее как " науку о существенных различиях в психических функциях и свойствах" людей. В настоящее время ее объектом являются психологические различия (возрастные, личностные, интеллектуальные и др.) как отдельных людей, так и представителей социальных, возрастных, этнических и других групп. что под таковым понимаются не отдельные элементы деятельности, а их определенное сочетание (система приемов и способов деятельности). Стиль обусловлен психологически (психофизиологически), но он не фатально детерминирован индивидуальными особенностями субъекта, а формируется как " интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта".[66, 248, 250]. Стиль может изменяться при изменении условий деятельности. Формирование и развитие стиля связано с формированием и развитием определенных индивидуально-психологических особенностей субъекта. Термин " индивидуальный стиль деятельности" (ИСД) используется " для понимания взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях" [97, 166]. В работах по ИСД обычно приводят (или несколько изменяют) два его определения, данных Е.А.Климовым: в узком смысле слова это есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности"; в широком смысле — " индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей" (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности" [66, 49].

Основными исходными идейно-теоретическими положениями концепции, интегрирующими идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Б.М.Теплова, В.С.Мерлина и других, были следующие посылки [66]:

1. Есть стойкие личные качества, существенные для успеха деятельности, но практически не воспитуемые (типологические свойства нервной системы).

2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к деятельности.

3. Имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей.

4. Формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними.

5. Субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью.

 

 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.