Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология труда как профессия и как учебная дисциплина






Область приложения сил человека в роли специалиста по пси­хологии труда может быть охарактеризована, прежде всего, перечнем трудовых постов, которые он может правомочно занимать, а также множеством задач в сфере организации, рационализации, оптимизации труда и профессионального образования, решение которых требует психологической компетенции, психологичес­ких подходов.

Где и кем может с пользой для других работать человек, образованный в психологии труда?

• В отделе (лаборатории, группе) научной организации труда пред­приятия, фирмы (названия подразделений могут быть разными). Возможные задачи перечисляются ниже.

Участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работников по их деловым, морально-политическим качествам. Психологический анализ рабочих мест с точки зрения их удобства для человека и в целях рационализации, а также проектирования более совершенных рабочих мест. Участие в анализе и создании факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудо­вому сообществу, коллективу, соответствующей малой группе, а также предприятию, отрасли хозяйства (в широком значении слова), профессии. Анализ психологических причин повышен­ной текучести кадров на определенном предприятии, в учрежде­нии и поиск психологических условий, регуляторов стабилиза­ции соответствующих процессов. Участие в анализе и создании психологических факторов безопасного труда. Анализ взаимоот­ношений в производственном коллективе в целях их улучшения с точки зрения продуктивности производства, социального разви­тия производственного коллектива и личностного развития работ­ников. Анализ мотивации трудовой деятельности и разработка рекомендаций по повышению ее уровня. Изучение и описание профессиональной деятельности в целях пропаганды профессий среди молодежи, в целях информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, улучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспита­ния и обучения, а также в целях профотбора кадров, рационали­зации трудовых процессов. Участие в разработке компьютеризо­ванных баз профессиографических данных для информационной поддержки психологов-профконсультантов (по вопросам выбора профессии или вынужденной перемены труда в связи с явления­ми безработицы), а также и самих оптантов (выбирающих про­фессии). Проведение психодиагностических исследований, об­следований. Консультирование по вопросам адаптации к профес­сии (при смене человеком профессии, при внедрении новой тех­ники, при вступлении человека в новый трудовой коллектив, при организационной модернизации производства). Работа по индивидуальной коррекции стиля деятельности работника, стиля межличностных отношений в деловой сфере; работа по проекти­рованию и осуществлению условий и средств психологической разгрузки работников, занятых напряженным трудом. Организа­ция и осуществление психотренажа. Психологическое просвеще­ние кадров (дифференцированно в зависимости от возрастнополовых, профессиональных, статусных характеристик). Разработ­ка рекомендаций руководству предприятия (по всем психологи­ческим вопросам, связанным с рационализацией труда, его на­учной организацией, улучшением социального климата в коллекти­ве, составлением планов его социального развития и т.д.).

Все возможные задачи перечислить невозможно, так как они зависят от специфики предприятия, организации. Скажем, могут возникать задачи по рационализации компьютерных интер­фейсов (с точки зрения удобства их восприятия пользователями и подобн.).

• В отраслевой научно-практической, исследовательской лаборатории, группе (например, в системе железнодорожного транс­порта, в химической промышленности, торговле, гражданской авиации и т.д.). Задачи, возникающие перед психологом,
здесь примерно такие же, что и в предшествующем пункте.

• В проектной организации, конструкторском бюро. Перечислим задачи дополнительно к указанным ранее и специфичные для данного случая: участие в эргономической, инженерно-психологической проработке проектов изделий, оценке опыт­ных образцов, разработка рекомендаций в рамках эргономической службы, если таковая имеется (и, понятно, в пределах психологической компетенции).

• В кабинете (центре, пункте) профориентации, профконсуль­тации (школьном, межшкольном, городском, районноми др.). Основные задачи: информационно-профессиографическое и психодиагностическое обеспечение процессов профессио­нального самоопределения молодежи. Консультирование по воп­росам профессиональных " стартов", проектирования личных жизненных (трудовых) путей.

• В методическом кабинете системы профессионального образования, в составе так называемой психологической службы учреждений профессионального образования. Возможные задачи: изучение, анализ и распространение передового опыта и достижений науки, имеющих отношение к психологическим основам профессионального воспитания и обучения, профессиональной педагогики.

• В методическом кабинете системы общего образования (вопросы трудового обучения, воспитания, профориентации,
профконсультации учащихся, анализа и совершенствования профессиональной деятельности и профессионального мастер­ства педагога).

• На инженерно-педагогическом факультете высшего учебного заведения и в инженерно-педагогическом среднем специальном учебном заведении. Следует иметь в виду, что неуемный новаторский зуд некоторых деятелей приводит к возникнове­нию малопонятных новых названий учебных заведений (" кол­леджей" и пр.), так что приходится вникать по существу, что кроется за модными вывесками. В обсуждаемом случае психолог может вести, прежде всего, преподавание профессионально профилированных курсов психологии.

• В непсихологическом вузе (преподавание основ психологии
как необходимой информационной основы становления буду­щего профессионала того или иного типа).

Кроме указанных случаев дипломированный специалист-пси­холог труда может работать всюду, где могут работать и другие выпускники факультета психологии вуза.

Следует учесть, что область приложения сил профессионала определяется и особенностями его личной подготовки (тем, что он реально умеет делать и к чему он может разумно приступить). Более полное представление по данному вопросу можно составить только после освоения предлагаемого пособия, соответствующей специальной литературы и практического опыта. И, добавим, это представление у развивающегося профессионала все время меняется, обогащается в ходе профессионального жизненного пути.

Что следует сказать о профессиональной общности психоло­гов труда? Она еще относительно малочисленна. Понятно, что она является органичной частью Российского психологического общества (РПО), организованного на рубеже 1994 и 1995 гг. [270]. Некоторой формой организации являются эпизодические контакты выпускников с соответствующими — " выпускающими" — кафедрами. Идеальная структура этой общности нам представля­ется такой. Основное ядро, основной массив ее составляют прак­тикующие психологи, успешно адаптировавшиеся на производст­ве (понимаемом в широком значении слова). Например, кто-то организовал на предприятии " комнату" психологической разгруз­ки рабочих, занятых напряженным трудом. Дело, конечно, не в самой комнате как помещении, а в том, какие специальные процедуры в ней проводятся. Кто-то нашел себя в деле сенсорной тренировки профессионально важных качеств и сделал тем самым очевидной для трудового коллектива и его руководителей полез­ность психологии. Кто-то успешно занимается оптимизацией психологического климата на предприятии. Кто-то применяет психологические средства борьбы с ненормальной текучестью кадров. Кто-то успешно (то есть с очевидной для других поль­зой) занимается профотбором, профконсультацией, участвует в рационализации и проектировании новых рабочих мест. Кто-то умело консультирует руководителей фирм по вопросам организа­ционного развития этих новообразований (которые, вообще го­воря, проходят фазы развития и, в частности, могут и развали­ваться, претерпевать крах).

В зоне приложения сил этих психологов и рождается то, что можно назвать профессиональной культурой психологии труда в целом, а именно жизнеспособной культурой нашей профессии. И этой культуре (как совокупности достижений специалистов) должно, прежде всего, соответствовать содержание образования бу­дущих психологов труда. Что касается соответствующих работни­ков вузов, то это сравнительно небольшая группа людей. В чем состоит задача, призвание и оправдание их бытия? — Выявление, структурирование указанной профессиональной психологической культуры. Хранение и организация освоения ее другими, а также, в меру разумения и близости к практике, обогащение ее. В связи с этим — создание условий для образования и самообра­зования студентов, воспитания и самовоспитания их как будущих профессионалов. В современной ситуации некоторого отрыва психологического образования от практики сказанное означает и задачи определенной коррекции научных интересов работников вуза, их самообразования в области, в частности, психологичес­кого описания новых профессий. Кстати, плохо сознаваемый интеллигентский, " ученый" снобизм может быть внутренним препятствием для работы по изучению массовых рабочих профес­сий.

Полезно указать также те профессиональные общности, кото­рые наиболее родственны рассматриваемой. Существуют люди, имеющие психологическую подготовку в системе высшего и сред­него специального образования (педагогического, технического, культурно-просветительного, библиотечного). Так, воспитатели дошкольных учреждений оканчивают педучилище (или иначе на­зываемое ныне, но аналогичное по содержанию образования), где преподается, в частности, и психология. Она преподается ныне во многих учебных заведениях: в педагогических, инженер­но-педагогических, медицинских, технических, в институтах ху­дожественной культуры, в учебных заведениях по подготовке и переподготовке государственных служащих и др. Соответствую­щие практические работники в состоянии уже на некоторой на­учно-психологической образовательной базе усваивать и строить полезное психологическое знание, обслуживающее профессио­нальные действия их и их коллег. Часто это знание остается достоянием индивидуального сознания, характеризует уникаль­ный индивидуальный опыт соответствующих людей. Но все, же оно не является житейским в том значении слов, которое имеется в виду, когда говорят о неадекватных понятиях детей, противо­поставляя их научным понятиям. Речь здесь может идти об ис­тинном и полезном психологическом знании о труде и людях труда.

Существуют, наконец, люди, пока не изучавшие собственно научную психологию, но, тем не менее, так или иначе производя­щие адекватное психологическое знание о трудящемся человеке, об обслуживаемом человеке и его поведении, деятельности. Так, например, способные руководители, мастера-наставники на производстве, работники отделов подготовки кадров предпри­ятий, работники сферы обслуживания в ходе взаимодействия с людьми начинают хорошо " разбираться в людях", создают о них правдивое психологическое знание, позволяющее ориентиро­ваться в текущей социальной обстановке и даже прогнозировать ее изменения. Соответственно этому они успешно строят свое профессиональное поведение, свою деятельность. Одна из воз­можных задач психолога труда как специалиста — научное изуче­ние и систематизация этого ценного опыта, который обычно ускользает от " серьезной" науки.

Существование и развитие психологии труда как науки во многом будет зависеть от того, насколько она сумеет внимательно отнестись ко всем источникам психологического знания о труде и трудящемся.

В случае, если отрасль науки достаточно выражена (значи­тельным числом публикаций, практическими операциями) и если стала очевидной необходимость ее культивирования, разви­тия, рано или поздно организуется подготовка соответствующих специалистов. В связи с этим возникает вопрос о построении соответствующей учебной дисциплины, системы учебных пред­метов в профессиональной школе. Задача учебных дисциплин в данном случае — обеспечить улучшенное воспроизводство про­фессиональной культуры специалистов, занятых в психологии труда. Профессиональная культура — объект функциональный, а не вещественный. Она существует только до тех пор, пока суще­ствуют люди, овладевшие определенным опытом и мастерством. Разумеется, и опыт, и мастерство, профессионализм [233] объ­ективируются в результатах труда, в книгах, в частности, в учеб­ных пособиях, компьютеризованных базах данных и других носи­телях информации. Но все это — уже свидетельства, по которым можно, конечно, составить представление о профессиональной культуре, но не сама культура профессиональной деятельности, носителями которой могут быть только дееспособные профессио­налы, живые люди. При этом не просто " отдельные", а образую­щие некоторую своеобразную общественную среду друг для друга, включающую разные поколения — от новичков до ветеранов. Вот почему в крупных центрах психологии уровень профессиональной культуры относительно высок и она, что называется, " неистре­бимее", чем в ситуациях " робинзонады" пусть и способных спе­циалистов.

Кстати, наличие новичков в профессиональном психологи­ческом сообществе (каковым, в частности, является и факультет психологии вуза) не только просто стимулирует процессы транс­ляции обсуждаемой культуры от старших поколений к младшим, но и повышает качество этой трансляции. Почему? Здесь есть воз­можность, и даже необходимость, проговаривать, " оречевлять" опыт, а это важное условие и его упорядочения, и появления сносных публикаций. И в учебном учреждении наука обычно не хуже, чем в научно-исследовательском, где люди, казалось бы, только ею и заняты.

Явления профессиональной культуры динамичны, сложны, требуют внимательного, заботливого изучения и бережного отно­шения. Они возникают, существуют, " расцветают", а могут и утрачиваться. Так, например, в течение многих десятилетий сильно развивались опросные методы исследований, обследова­ний, что само по себе неплохо. Но относительно мало культиви­ровались научное наблюдение, беседа; сильно преобладали мето­ды рационализации трудовых процессов, адресованные " всем" работникам (" функциональная музыка" — одна для всех, разгру­зочная гимнастика — для всех и пр.). И сравнительно мало уделялось внимания вопросам индивидуальной коррекции, индивиду­ального подхода к субъекту труда, преобладала рационализация трудовых процессов, проводимая " сверху", и мало разрабатыва­лись подходы, рассчитанные на активизацию соответствующей самодеятельности, понимаемой в хорошем смысле, инициативы самих трудящихся в отношении этих процессов. В последнее время есть тенденция возрождения внимания к классическим ме­тодам психологии, к повышению их качества и уровня — наблю­дению, биографическому методу, беседе [324], [186], а также к вопросам анализа индивидуального стиля работы и реализации индивидуального подхода к развивающемуся субъекту труда [185], [256], [364], [411].

Область явлений профессиональной культуры психологов труда должна быть предметом специального изучения, и это осо­бый вопрос. Здесь нам важно отметить, что, во всяком случае, система учебных дисциплин психологии труда должна быть изо­морфна (должна соответствовать) подлинной профессиональной культуре данной отрасли науки и соответствующей практики. Но профессиональная культура неотделима от ее " носителя" — чело­века, поэтому система учебных дисциплин должна быть ориенти­рована и на формирование определенного склада личности про­фессионала, характеризующегося единством типичных и индиви­дуальных особенностей, профессиональной направленностью, особыми чертами характера, ума, чувств.

Основой построения системы учебных дисциплин, поэтому яв­ляется " КХ" — квалификационная характеристика. Она может быть, например, такой (приводим примерный сокращенный вариант). * Назначение специалиста. Специалист должен быть подготовлен для научно-практической, преподавательской, научно-иссле­довательской, организационо-методической и информационно-библиографической деятельности в области психологии труда. Специалист предназначен для работы в подразделениях пред­приятий, учреждений, занятых вопросами оптимизации " че­ловеческих факторов" производства, понимаемого в самом широком значении слова. А именно, понимаемого как произ­водство и материальных, и духовных ценностей, и информа­ции, и услуг, и упорядоченности социальных процессов. Спе­циалист предназначен для работы в соответствующих системах отраслевых служб, лабораторий, кабинетов, центров. Напри­мер, таких, как служба научной организации труда, эргоно­мическая, психологическая, профориентации и профконсультации, подготовки, расстановки кадров, профотбора, профподбор и т.д. Далее, для работы в системах просвещения, профессионального образования разных типов и уровней, трудоустройства населения.

 

Специалист может быть также ис­пользован в медицинских, правоохранительных и научных уч­реждениях, проектных организациях, в системе средств массо­вой информации, выходящих на решение проблем оптимиза­ции кадров, трудового воспитания, обучения, профориента­ции, профконсультации, проектирования технических средств труда, социально-трудовой реабилитации лиц с нарушениями трудоспособности. Специалист предназначен для работы в пер­вичных должностях, предусмотренных типовыми номенклату­рами должностей для замещения их лицами с высшим специ­альным образованием.

• Общие требования к специалисту. Специалист должен иметь высокие гражданские, нравственные качества, устойчивое и положительное отношением к профессии. Он обязан ответст­венно относиться к порученному делу, стоять на страже обще­народных интересов, быть готовым к защите Родины. Он дол­жен быть убежденным патриотом и интернационалистом, ясно понимать и внутренне принимать задачи страны и той от­расли хозяйства, в которой занят. Должен иметь высокий уро­вень профессиональной подготовки и направленность на его постоянное повышение. Должен характеризоваться широкой эрудицией и высокой культурой, быть достойным представите­лем общенародной интеллигенции, уважительно относиться к представителям других профессиональных общностей, активно проводить в жизнь ценности своей профессии.

Специалист должен сочетать фундаментальную научную подготовку с основательной практической подготовкой. Дол­жен владеть умениями по своей специальности, совершенст­вовать свои знания, умения, навыки, уточнять, расширять общественно-политический кругозор, применять принципы научной организации труда, ориентироваться в передовых методах управления трудовыми коллективами, иметь навыки просветительской работы среди трудящихся.

• Специфические требования к специалисту. Работник в области психологии труда должен иметь выраженный интерес к челове­ку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюд­ских отношений в сфере труда, профессионально положитель­ное отношение к людям независимо от их социального, сома­тического и психического статуса, возрастно-половых и инди­видуальных особенностей. Он должен иметь систему профес­сиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бес­конечных возможностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессиональными средствами. Например, такими, как консультиро­вание, психологическое просвещение, психотренинг, проек­тирование деятельности, ее внутренних средств, участие в про­ектировании внешних средств и условий труда, коррекция ин­дивидуального стиля труда, активизация самопознания и само­регуляции человека как субъекта труда в целях продвижения его на все более высокие уровни профессионализма, мастерства. Специалист должен уметь. Входить в деловой контакт с людьми на основе научной методики социально-контактного взаимо­действия, применять полученные знания и производить по­требные знания для решения конкретных научно-практичес­ких, преподавательских, организацонно-методических, ин­формационных исследовательских задач. Понятно, важны пользовательские навыки обращения с компьютерной техни­кой. Специалист должен пользоваться научными методами по­иска и производства необходимых знаний (методами психоло­гических исследований, построения научного знания). Важно владеть методами воспитательного воздействия на сознание подрастающего человека как субъекта продуктивной деятель­ности, методами психологически обоснованной коррекции трудовой деятельности, оценки ее внутренних и внешних средств. Важны готовность и умение участвовать в работе меж­дисциплинарных групп, обращенных к вопросам труда. Важно уметь мобилизоваться для работы не только " по интересам", сложившимся в предшествующем своем развитии, но и " по заданию" и работать в группе разнопрофильных специалистов - непсихологов над решением задач по комплексной (например, эргономической, акмеологической) рационализации труда и производства. Важно уметь организовывать и проводить соот­ветствующую работу по специальности, разрабатывать (и дора­батывать после коллективных обсуждений, эмпирической про­верки) приемы, пути, методы, средства профессионального развития, совершенствования человека как субъекта труда, разбираясь в конкретных противоречиях его жизненной и тру­довой ситуации; предлагать и корректно внедрять рекоменда­ции по организации труда, отдыха и быта людей, учебной дея­тельности, по оптимизации процессов трудового воспитания, выбора профессии (построения личных профессиональных жизненных планов человека, проектирования будущего трудо­вого пути), адаптации молодежи, " новичков" к труду. Важны умения вести сбор необходимых эмпирических материалов не­экспериментальными и экспериментальными методами. Уме­ния обрабатывать современными методами полученные мате­риалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях труда, личностного разви­тия трудящихся. Важно уметь собирать и упорядоченно хра­нить научно-информационные материалы, составлять отчеты о работах, вести научную документацию, содействовать по­вышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и своего трудового коллектива. Специалист должен уметь составлять психологические описания новых (вновь возникающих) профессий, оцени­вать личные качества и функциональные состояния человека, проявляющиеся в труде. Должен иметь готовность принимать участие в анализе и составлении планов социального развития трудовых коллективов, в работе по рационализации и проек­тированию рабочих мест. Специалист должен уметь самосто­ятельно находить зону приложения своих сил в качестве психолога-практика. Например, способствовать формирова­нию профессиональных интересов молодежи, совершенство­ванию практики подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной их подготовки, личностного раз­вития. Важно содействовать трудоустройству лиц с ограни­ченной трудоспособностью или в связи с внешними, вынуж­денными ограничениями в выборе профессии.

Специалист должен уметь выявлять, анализировать, ус­ваивать и распространять передовой опыт по своей специаль­ности, хорошо ориентироваться в специальной литературе (по профилю подготовки и смежным вопросам), создавать свои и использовать типовые средства внешней памяти, в частности компьютеризованные базы данных. Должен ис­пользовать для разного рода профессиональных целей средст­ва вычислительной техники, специальную литературу, учеб­ное и научное лабораторное оборудование, технические сред­ства обучения, научного эксперимента и практической рабо­ты. Должен уметь реферировать, редактировать, рецензиро­вать и создавать тексты по специальности, подготавливать к публикации, вести контроль за внедрением научной психо­логии в практику.

Специалист должен применять знания и навыки в области научной организации и охраны труда, организационного, социального развития трудовых коллективов. Он должен сис­тематически повышать свою квалификацию, вести лекцион­ную и пропагандистскую работу.

Специалист должен знать. Для обеспечения качества и уровня охарактеризованных выше умений важно иметь основы знаний в областях, перечисляемых ниже: общенаучные, философ­ские, социально-экономические, общепсихологические, не-

которые биологические дисциплины, общая психология, ана­томия и физиология человека, социология труда, информати­ка и применение ЭВМ, педагогика и педагогическая психоло­гия, клиническая психология, материальная и духовная куль­тура, история общества.

Важно знать специальные дисциплины, раскрывающие мето­дологические и прикладные вопросы психологии: социальная пси­хология, организационная психология (в аспекте проблем труда), психология труда и инженерная психология, эргономика и науч­ная организация труда, физиология и гигиена труда, основы современного производства, организационно-психологические основы руководства трудовыми коллективами и соответствующе­го психологического воздействия, методы диагностики, профи­лактики и коррекции функциональных состояний в труде, мето­ды проведения психологических исследований индивидуальных и коллективных субъектов труда и соответствующих воспитатель­ных воздействий. Важно знать дисциплины по узкой специализа­ции, например, психологию профессий, основы профконсультации, психологические основы оценки, организации и проекти­рования рабочего места, историю психологии труда и инженер­ной психологии (исходя из предпосылки о достоинствах и цен­ности отечественной истории).

Выше обозначен лишь примерный вариант квалификацион­ной характеристики, поскольку этого рода документы должны постоянно совершенствоваться. Вообще говоря, официально ут­вержденная квалификационная характеристика (скажем, Минис­терством общего и профессионального образования страны, Учебно-методическим объединением группы вузов, Ученым со­ветом вуза или факультета) является в свою очередь документом, которым обязаны руководствоваться подчиненные системы, от­ветственные за подготовку специалистов. И сообразно этому нужно совершенствовать учебные планы, программы, учебные пособия, " живой" учебно-воспитательный процесс по специальности. Аналогичным образом и содержание психологии труда как учеб­ной дисциплины не является " окаменелостью", оно совершенст­вуется. В некотором приближении о нем можно судить по содер­жанию данной книги и работ, приведенных в списке литературы. Если психология труда как наука — это сфера производства новых и полезных умений, знаний, навыков, то соответствую­щая учебная дисциплина — система средств доставки их опреде­ленной категории потребителей. Доставки до тех пор, пока они не окажутся сами в состоянии пойти путем непрерывного самооб­разования и трудового участия в рассматриваемой области дея­тельности.

 

Упражнение

Ниже приведены фрагменты текстов, отображающие психо­логические знания о труде. Распределите их по четырем катего­риям в зависимости от того, характеризуют ли они: 1) ненаучную область знания; 2) отрасль науки как производство психологичес­ких знаний; 3) учебную дисциплину как изложение знаний и, наконец, 4) практическую область приложения сил психолога.

а) " Любое исследование в психологии труда, какие бы задачи — теоретические или прикладные — перед ним ни стояли, начинает­ся с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы — описания социально-экономических, производственно-техни­ческих, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявля­емых профессией к психике человека".

б) " Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках стро­ительный камень, задали один и тот же вопрос:

— Что вы делаете?

Первый ответил через плотно стиснутые зубы:

— Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем, будь он неладен! Вон, какие мозоли на руках набил!

Второй сказал добродушно:

— Как это — что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум маленьким дочуркам.

А третий распрямился, отер со лба крупные капли пота, ши­роко улыбнулся и сказал:

— Я строю Шартрский собор! "

в) " Стимулы — это средства, побуждающие человека к труду.
Стимулом являются, например, общественная потребность,
пример авторитетных людей, поощрение. Мотивы — это осо­знанные человеком побуждения к труду..."

г) Наблюдение охватывало как трудовые операции каждого члена бригады, так и все внешние формы их (членов бригады) взаимоотношений.

В таблице (протоколе) фиксировались соответственно двумя рядами трудовые операции каждого члена бригады и все акты, относящиеся к сфере взаимоотношений (по ходу работы).

Запись велась в кодированной форме, предусматривающей определенную классификацию всех актов поведения испытуемых (наблюдаемых). Так, взаимоотношения в связи с предстоящими или текущими операциями делились на следующие категории:

затруднение; вопрос; мнение; предложение; информация; приказ; доброжелательное поручение; согласие; несогласие; проявление на­пряженности, антагонизма; действие, направленное к смягчению напряжения. В результате получены, в частности, следующие данные:

 

Испытуемые (наблюдаемые) Негативные реакции, связанные с трудом, % к общему числу реакций Негативные реакции, не связанные с трудом, % к общему числу реакций
В.И. Тр-ин, бригадир 4, 5  
Б.Н. Бур-ин 12, 0 10, 5
И.И. Куз-ов 5, 2  
Е.И. Мош-ов 2, 5  
А.П. Роз-ов 7, 4 2, 5

д) «Вот какой вопрос: мы распространяем в цехе передовой опыт рабочих приемов. Делаем так — внимательно изучаем работу передовых работниц, выбираем у каждой те приемы, которые она выполняет быстрее всех; после объединяем все эти отобран­ные лучшие приемы в одном описании и, опираясь на него, учим этим единым лучшим приемам всех работниц. И не получается.
Как только инструктор отходит от работницы, она опять начинает работать по-своему. А некоторые работницы и вовсе злятся, когда им предлагают осваивать новые передовые приемы, " Отойди, — говорят инструктору, — и над душой не висни! ". Как быть?»

е) Юра Г., завершивший неполное среднее общее образова­ние, говорит о выбранной, облюбованной им профессии (меха­ника по торговому оборудованию): " Работа там — ерунда, ходи, смотри; будешь завом, делать ничего не надо... все делать будут слесари".

ж) Дошкольник Вова (в ответ на вопрос " Что делает док­тор? "): " Спрашивает у мамы, как я кашляю".

з) " Подобает живописцу быть смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице... Наипаче же хранить чистоту душевную, телесную со всяким опасением".

♦ Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Как бы Вы улучшили процесс подготовки психолога труда в вузе (набросайте реализуемый проект исправления хода дел)?

2. Стремиться ли к единственному образцу психолога-профессио­нала или рациональны разные варианты таких образцов (" еди­нобожие" или " многобожие" в нашем деле)?

3. Знать или уметь? И каким быть психологу труда?

4. Зачем психологу-практику теоретическая подготовка?

5. " Практика исследований" — что этому выражению соответст­вует? Не шутка ли это?

6. Должен ли что-то уметь психолог-исследователь?

Тема 1. Научное описание трудовой деятельности практикующих психологов (для целей профпросвещения школьников).

Тема 2. Научное описание трудовой деятельности психологов-ис­следователей (для целей профориентации школьников).

Тема 3. Система профессиональных умений психолога (варианты: психолог-преподаватель, практик, исследователь).

Тема 4. Множество психологических специализаций, ориенти­рованных на труд, и их возможная классификация.

Тема 5. Психология труда и акмеология.

Тема 6. " Самостроительство" студента как будущего специалиста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.