Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наглядность в обучении






Сущность наглядности. Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных пред­метов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

Наглядность есть показатель простоты и понятности для дан­ного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным может быть образ реального предмета или явления и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, а созданного нашим вообра­жением.

Наглядность или ненаглядность образа, возникающего у че­ловека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных спосо& ностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услы­шать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта.

Сам по себе непроизвольно наглядный образ, как правило, не возникает. Он образуется только в результате активной работы, направленной на его создание.

 

Наглядность в обучении. Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

1) какую конк­ретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении

2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и ус­воению.

Место и роль наглядного материала в процессе обучения оп­ределяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структурное место цели (пред­мета) его действий, к той деятельности, которая ведет к осозна­нию того, что нужно усвоить.

Это отношение может быть трояким. Во-первых, та и другая деятельность могут совпадать между собой, что обеспечивает пря­мую действенность наглядности. Далее, первая деятельность мо­жет подготовлять собой вторую, и тогда требуется лишь правиль­но и четко выделить соответствующие этапы педагогического про­цесса. Наконец, та и другая деятельности могут не быть связаны между собой, в таком случае наглядный материал бесполезен, а иногда может играть даже роль отвлекающего фактора.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.