Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научение и подкрепление.






Научение, есть способ изменения по­ведения человека, сохраняющегося во времени.

Для повышения эффективности обучения используются под­крепления, т. е. стимулы, предъявляемые после конкретной дея­тельности ученика и вызывающие повторение и научение этой дея­тельности.

Деятельность ученика может подкрепляться похвалой учителя или чувством успеха в результате удачно выполненного задания.

Хотя каждый из учеников имеет свои индивидуальные особен­ности, но все они принадлежат к одному и тому же виду людей, а поэтому больше похожи друг на друга. Поэтому следует искать общие способы улучшения научения человека.

Точно так же учителя больше похожи друг на друга, чем от­личаются один от другого. Если бы это было не так, общие принципы обучения оказались бы невозможными и такой предмет, как педагогика, не существовал. Каждый учитель мог бы иметь свой собственный способ передачи знаний. Поскольку это не так, хотя учителя, несомненно, различаются между собой, то наличие суще­ственного сходства позволяет, с одной стороны, сделать необходи­мые обобщения о природе обучения, а с другой — приспособить общие принципы обучения к индивидуальности учителей, которые могут обладать различным темпераментом и складом ума.

Подкрепления в процессе обучения являются мощным факто­ром формирования прилежания школьников в учении. Фактор ус­пеха приводит к предпочтению многими школьниками более труд­ных задач при возможности выбрать более легкие.

Учителя должны так организовать свой предмет, чтобы отча­сти подкрепление происходило сразу после научения. Закрепле­ние нового научения может возрастать, если учитель соотнесет связанные с этим научением задания с возможностями учащихся, что создает у них уверенность в успехе, или же укажет в какой-то форме учащимся, что ему весьма приятны их старания и успехи.

Следует учесть, что научение происходит не только за счет обучения, но не в меньшей степени за счет общения учащихся друг с другом.

Влияние наказания трудно установить. Если ученик привыкает к наказанию, то его поведение еще больше ухудшается. Другие ученики иногда нарочно совершают поступки, ведущие к наказа­нию, с тем чтобы привлечь к себе внимание учителя и своих одно­классников.

Атмосфера конфликта между учителем и учеником — это ат­мосфера, вредная для научения. Часто учителя, не задумываясь, наказывают учащихся, бросая неодобрительные реплики, делая соответствующее выражение лица или иные невербальные знаки. Имея в виду нежелательные последствия наказания, предпоч­тительнее, по возможности, его избегать. Для уменьшения нежелательного поведения существуют более надежные и эффективные методы, чем наказание. Одним из них является отсутствие негативного подкрепления в случае ошибоч­ных ответных реакций ученика, игнорирование его нежелательно­го поведения. Подобный способ называется изживанием.

Подкреплению и, если крайне необходимо, наказанию долж­на предшествовать обратная связь, т. е. сообщение учителем уче­никам о результатах их действий. Каждый ученик должен иметь обратную связь, информирующую его об особенностях результа­тов его научения, о хороших и слабых сторонах его действий, по­ведения. Однако в некоторых случаях учителю целесообразно ог­раничить или уточнить обратную связь с обучающимся, чтобы не нанести ему большой травмы, ведущей к потере интереса к уче­нию.

 

Приемы обучения по К. Роджерсу. К. Роджерс выделяет семь практических методик, способных, по его мнению, облегчить про­цесс обучения.

1.Предоставление школьникам выбора учебной деятельности в условиях свободной и открытой организации обучения или в бо­лее традиционных его формах.

2. Совместное принятие учителем и учеником решений, связан­ных с определением объема и содержания учебной работы, с вы­делением конкретной учебной задачи, а в некоторых случаях— с оценкой работы, проделанной ребенком на каком-либо отрезке учения.

3. В качестве альтернативы механическому заучиванию фак­тов предполагается метод обучения путем открытий, целью которого является углубление понимания материала и развитие самой способности к учению.

4. Личностная значимость классной работы учащихся может быть достигнута путем имитации на уроке реальных жизненных ситуаций. Имитационные методики показали свою эффективность, напри­мер, при изучении различных экономических вопросов, деятель­ности общественных и государственных организаций и т. д.

5. Широкое применение в школе могут найти различные формы группового тренинга, созданные для общих целей самопознания и личностного совершенствования, — группы развития сензитивности, группы освоения основных форм общения и т. д. Работа тако­го рода групп всегда строится на развитии чувств по отношению к себе и другим. Группы обычно организуются как автономные образования, не имеющие изначально заданной формальной струк­туры. Цели и процедуры групповой работы определяются самими ее участниками в ходе взаимодействия. Общей целью группового тренинга является помощь учащимся в анализе своей эмоциональ­ной жизни и в освоении техники межличностного общения. Как правило, в результате работы группы повышается способность ее участников к свободному и ответственному поведению.

6. Специальные группы, создаваемые для облегчения процес­са учения, обычно включают 7—10 человек. Их организация оп­равдывает себя в больших классах, где в противном случае трудно достичь включенности каждого учащегося в общее обсуждение.

7. Несмотря на то что К. Роджерс резко критикует обучение, сводящееся к- внешнему инструктированию, он тем не менее ос­тавляет в своей системе место для программированного обучения и даже отстаивает его полезность. При этом он указывает на неоднозначность и разнообразие возможных способов его приме­нения. По его убеждению, когда учащийся сталкивается с проб­лемами в знаниях или с нехваткой средств для решения-конкрет­ной задачи, гибкое программированное обучение может оказать неоценимую помощь. К. Роджерс предостерегает лишь от тоталь­ного, недифференцированного использования программированно­го обучения, которое нередко приводит к вытеснению из процессов учения мышления как такового. Правильно использованное про­граммированное обучение повышает гибкость процесса учения и является одним из наиболее эффективных инструментов, которые на сегодняшний день психология смогла предоставить в распоря­жение педагогики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.