Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логико-психологические основы определения содержания учеб­ных предметов.






При определении содержания учебных предметов следует исходить из следующих общих положений.

1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкрет­ными знаниями. Последние выводятся самими учащимися из об­щего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся не­обходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных зна­ний учащиеся должны ^уметь прежде всего обнаруживать в учеб­ном материале генетически исходное, существенное, всеобщее от­ношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предмет­ных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически ис­ходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе част­ных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к част­ному и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном, плане к выполнению их во внешнем плане и об­ратно.

В программу учебных предметов должны быть включены и те общеучебные умения, которые перечислены выше. Эти умения но­сят не предметный, а учебный характер, поскольку они соответ­ствуют тем действиям, посредством которых реализуется учебная деятельность.

Методом обучения в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному (от общего к частному) может быть метод системы учебных задач, при решении которых у школьников происходит формирование соответствующих учебных действий и усвоение теоретических знаний.

 

Варианты организации усвоения.

Научные знания в содержа­нии учебного материала включают: знания об исходных конкрет­ных эмпирических объектах и их свойствах, знания о сущности исходных явлений и, наконец, знания об исходных конкретных объектах, но уже как мысленно конкретных, теоретически объяс­ненных.

Перечислим возможные варианты организации усвоения содер­жания учебного материала:

1) учитель сообщает устно или пись­менно все перечисленные знания в полном объеме, а учащиеся осуществляют рецептивные действия понимания сообщений учителя;

2) учитель сообщает знания об исходных эмпирически конкретных объектах, знания о сущности объектов, а объяснение предлагает вывести самим учащимся; в этом случае учащиеся осуществляют рецептивные действия понимания сообщений и са­мостоятельные действия обоснования конкретных знаний исходя из знаний о сущности;

3) учитель сообщает только знания об ис­ходных эмпирически конкретных объектах, а все остальные зна­ния предлагает найти самим учащимся, осуществляя при этом косвенное управление поиском, наводя их на переход от знания о явлениях к знанию о сущности и далее к содержательному конкретному знанию об объектах; при этом учащиеся осуществля­ют рецептивные действия понимания сообщений об эмпирических фактах и относительно самостоятельные действия поиска их сущ­ности, обоснования конкретных знаний исходя из найденных зна­ний о сущности;

4) учащимся предлагается самостоятельно по­лучить некоторые исходные эмпирические данные об объектах, найти их основания и вывести свойства объектов из найденных оснований.

Уяснение содержания учебного материала из сообщения вклю­чает следующие операции: восприятие и декодирование исходного содержания, переработка и уяснение содержания, фиксация пере­работанного и уясненного содержания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.