Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль усвоения структуры учебного предмета в обучении.






Для того чтобы овладение учащимися знаниями и умениями соответ­ствовало особенностям их мышления, необходимо, по мнению Дж. Брунера, дать им понимание основной структуры того пред­мета, в состав которого входят эти знания и умения.

Усвоение структуры предмета—это понимание всех основных взаимосвязей в нем. Ведь одна из важнейших целей обучения — сделать результат обучения полезным в будущем, построить обу­чение так, чтобы результат его, достигнутый на одной ступени, помогал обучению на последующих ступенях.

Имеются два пути использования результатов обучения в бу­дущем. Первый из них состоит в применении этих результатов для решения задач, в каком-то отношении сходных с теми, которые решались раньше. Этот путь психологи называют “специфиче­ским переносом упражнений”, или “генерализацией навыков и ас­социаций”. Этот путь используется главным образом для обу­чения умениям.

Второй путь—это неспецифический перенос, или перенос прин­ципов и отношений. Он заключается в первоначальном обучении такому принципу, который затем может быть использован так, чтобы последующие задачи воспринимались как частные случаи этого общего принципа. Этот тип переноса составляет сердцевину педагогического процесса, в котором происходит непрерывное рас­ширение и углубление знаний.

Преемственность обучения, создаваемая переносом второго ти­па, как раз и зависит от овладения учащимися структурой учеб­ного предмета. Ведь чем более глубоким и основным является понятие, которым овладел школьник, тем более широким будет его применение к новым задачам.

Для выделения в учебном предмете его основной структуры необходимо исходить из следующих четырех принципов.

Первый принцип состоит в том, что усвоение основных понятий делает весь изучаемый предмет более доступным. Если, например, учащийся усвоил основную мысль, что для того, чтобы какая-либо страна могла существовать, она должна вести торговлю, то ему становится более доступным для понимания такое довольно спе­цифическое явление, как трехсторонняя торговля американских колоний.

Второй принцип состоит в том, что до тех пор, пока какой-либо частный факт не соотнесен с общей структурой, он быстро забы­вается. Отдельные факты или детали учебного материала сохра­няются в памяти посредством включения их в определенную структуру или схему. Обучение общим, основным принципам спо­собствует сохранению материала в памяти, позволяет школьнику восстанавливать (вспоминать) отдельные подробности, когда это необходимо. Хорошая теория является не только средством пони­мания явления, но и средством его последующего воспроизведения по памяти.

Третий принцип заключается в том, что усвоение основных понятий обеспечивает и перенос упражнений, генерализацию на­выков.

Четвертый принцип состоит в том, чтобы посредством постоян­ного повторного прохождения на новой основе ранее изученных основных понятий помочь учащимся уменьшить разрыв между элементарными и научными знаниями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.