Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий подход






Поиску единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены исследования, проводившиеся в рамках третьего подхода — определения целостной системы личностной готовности. По мнению В.В.Давыдова, психологическая готовность связана с особенностями всей личности ребенка — с его умственными, эмоционально-волевыми, моральными, физическими и другими качествами.

Л.И.Божович отмечала, что «понятие психологической готовности включает известную степень развития различных сторон личности ребенка», выделяя при этом в качестве основного показателя развитие мотивационной сферы Ею были выделены две группы мотивов учения:

– широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием стать школьником и занять определенное место в системе общественных отношений;

– мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, с потребностью в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Божович Л.И. считала, что у ребенка поступающего в школу, должны возникнуть готовность к изменению социального статуса и определенный уровень развития познавательных интересов, обуславливающие появление нового отношения к окружающей действительности и «внутренней позиции школьника». Особое значение она придавала «внутренней позиции школьника», выделяя это новообразование в качестве критерия готовности к школьному обучению.

Особая внутренняя позиция школьника может сформироваться при условии, что переход к школьному обучению несет в себе что-то новое, ранее не известное ребенку. К большому сожалению, современных детей обучают по школьной системе «с пеленок», поэтому к школьному возрасту у них желание учиться в школе не появляется, а полностью исчезает. Современных дошкольников школа не привлекает своей новизной. Переход из детского сада в школу не воспринимается детьми как этап новой самостоятельной жизни, приближающий их к заветной черте — взрослости. Система организации жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях не способствует формированию мотивов учения. В последнее время растет число дошкольников, не желающих учиться в школе. В школе, кроме внешне привлекательной стороны: форма, портфель, дневник, оценка, есть еще «длиннющие» уроки и короткие перемены, злые дети и строгие учителя, а еще контрольные работы и диктанты, и в школу надо ходить каждый день.

Однако встречаются и такие случаи, когда ребенок испытывает огромное желание стать школьником, как его брат, сосед, знакомый. Он торжественно обещает учиться только на пятерки, но через две-три недели заявляет, что больше в школу не пойдет, потому что учиться в школе тяжело и неинтересно. Значит, психологическая готовность к обучению в школе — это вовсе не только желание стать школьником. Несомненно, это важное приобретение дошкольного возраста, но не определяющее степень успешности школьного обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.