Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шанное состояние ума известно как савитарка самапати.






Необходимо помнить, что самапати или самадхи не являются [од-

ним] особым состоянием. Они включают в себя целый ряд состоя-

ний сознания, охватывающих область сверхсознания. Бодрствую-

щее состояние также может быть описано как область сознания, в

которую входят несколько видов деятельности: такие, как разгово-

ры, прогулки, смех и т. п. Таким же образом и самапати включает

множество состояний. По мере того, как самадхи углубляется, по-

следователь входит во все более тонкие области сознания. Первое

состояние сверхсознательного ума называется савитарка. В нем ум

совершает переходы между тремя вещами, а именно: словом, зна-

нием и чувственно воспринимаемым [объектом]. Таким образом,

наше знание об объекте спутано или перемешано.

Когда мы размышляем о розе, мы думаем о многих ее качествах:

цвете, весе, запахе, структуре и т. д. Знание этих качеств перемеша-

но в нашей концепции розы. Это есть состояние савитарка, за пре-

делы которого нужно выйти в медитации. Когда ум выходит за

пределы этих качеств и становится одним с объектом без обраще-

ния к его особенным качествам, это есть состояние самадхи. В пер-

вом состоянии, называемом савитарка, имеет место смешение эле-

ментов, называемых шабда, артха и джняна. Шабда — это слово

(вичака), которое обозначает объект. Собственно объект называет-

ся артха. Мы знаем, что слово шивалинга — это одна вещь, в то

время как сам объект шивалинга — совсем другая вещь. Более то-

го, знание, которое возникает в нашем уме в процессе медитации

на шивалинге, — вещь, совершенно отличающаяся от первых двух.

Эта пратьяя, возникающая в нашем уме, и называется джняна. Все

эти три элемента являются необходимыми аспектами процесса

концентрации. В савитарке они смешаны.

Иногда шабда, артха и джняна осознаются одновременно, но

иногда в какие-то периоды времени осознается что-то одно. Эти

два состояния продолжают сменять друг друга. Так, если вы кон-

центрируетесь на особенной форме, т.е. в сознании удерживается

форма, протекание этого осознавания продолжает сменяться [дру-

гими состояниями]. Например, некоторое время вы осознаете ши-

валингу, некоторое время — мантру, затем снова лингу и т. д. В дей-

ствительности должно быть непрерывное осознание единственно-

го фактора, но этого не происходит, и элементы воспринимаются

вперемешку. Это происходит благодаря [природе] бидже — семе-

ни. Это семя имеет различные слои. Наиболее внешний слой пред-

ставляет собой просто оболочку, самый внутренний слой является

действительной существенной частью. Она как бы загрязнена на-

слоениями, вызванными прошлым опытом, благодаря чему про-

исходит смешение элементов знания.

Под семенем имеется в виду основа для медитации. Это осозна-

ние опоры, которую использует ум. Когда мы медитируем, сначала

мы визуализируем форму. Это подобно открыванию внешнего

слоя. Затем — более глубокие качества, и в конце концов может

представиться взору наиболее внутренний слой. Савитарка — это

наиболее внешний слой семени. Под ним существуют слои, кото-

рые называются: нирвитарка, савичара и нирвичара. Чувственное

сознание — это внешний слой семени. Когда сознание выходит за

пределы пратьяхары, дхараны и дхьяны, оно преодолевает также

савитарка самадхи и другие более тонкие состояния. В конце кон-

цов, оно видит тончайшую сущность, называемую драсхта или ат-

ман.

Без семени сознание не может функционировать. В йоге оно

[семя] называется пратьяя — основа. Кроме того, нам также необ-

ходим символ, который называется линга. В савитарке семя и сим-

вол не могут существовать раздельно, они смешаны.

Тем, кто практикует джапу и медитацию, в которой присутству-

ют мантра и форма, следует помнить следующее. После того, как в

медитации форма стала видимой, сознание обязательно будет со-

вершать переходы между шабдой, артхой и джняной. Шабда — это

процесс мышления в форме слов. Это ментальная аргументация.

Джняна — это внутреннее чувственное восприятие, а артха — это

такой объект, как, например, шивалинга. Под артхой подразумева-

ется конечная цель, но достичь ее очень трудно. Это реальное зна-

ние объекта.

Путем достижения самадхи с помощью определенного символа

вы имеете полный контроль над осознанием объекта, на который

вы медитируете. Это то, что происходит в самьяме, которая вклю-

чает три процесса, называемые дхарана, дхьяна и самадхи. Самья-

ма означает полное удержание объекта в сознании и сохранение

этого осознания под полным контролем.

Полная реализация концепции сплавления сознания с различ-

ными объектами или поглощения ими [соответственно] имеет

различные результаты. Абсолютно бессмысленно говорить, что в

результате медитации на различных объектах вы получаете что-то

одно. Если вы полностью удерживаете сознание, например на

хлопчатобумажной ткани, то результат в целом будет отличаться от

того, который вы получите, если выполняете самьяму на других

объектах, таких, как физическая сила и т. п. В течение процесса са-

мьямы конечным результатом, который мы получаем, является

артха. Цель заключается именно в этом, хотя в начале вы это може-

те не знать. Цель должна быть достигнута путем отделения артхи, и

это разделение происходит спонтанно.

В савитарка самадхи сознание свободно от несовершенства.

Оно абсолютно затихшее и спокойное. Нет чередующихся колеба-

ний и волнений ума. [Кроме савитарки], существует другой вид са-

мадхи, который называется нирвитарка. Важно заметить, что мы

уже обладаем опытом достижения [этого] сверхсознательного со-

стояния, но оно фрагментарно и длится всего одно или два мгно-

вения.

Когда у вас есть объект для медитации, вы должны пытаться

раздельно видеть три аспекта этого объекта. Вам необходимо ста-

раться, чтобы перед внутренним взором поочередно представали

имя, форма и то, что они обозначают. [Далее] вам следует пытать-

ся видеть ваше собственное сознание, находящееся на всех этих

элементах, как на основании. Затем вам необходимо пытаться ви-

деть их как одно. Вы должны осознавать имя, форму и значение

вместе. И, наконец, вы пытаетесь [снова] видеть их раздельно. Это

один из наиболее важных методов дхьяны.

Это будет удивительным методом концентрации. Если это ока-

жется для вас трудным — сохранять сознание находящимся в од-

ном из трех состояний, вам следует сначала практиковать только

джапу, где слова произносятся в уме. Вы думаете о слове, а также

произносите его про себя. Затем вы можете [к этому] добавить

форму объекта. После этого вы должны думать о его различных ка-

чествах. Трудно дать правильное объяснение этому состоянию ума,

но это удивительный метод ментального контроля, когда вы разде-

ляете три элемента сознания и снова делаете их сплавленными в

одно [состояние].

Сутра 43: Нирвитарка самадхи

Smritiparishuddhau svaru̱ pashu̱ nyeva̱ rthamatranirbha̱ sa̱

nirvitarka̱

Smriti — память;

pari — полный;

shuddhau — очищение;

svaru̱ pa — собственная форма;

shu̱ nya — лишенный;

iva — как если;

artha — объект, цель;

ma̱ tra — только;

nirbha̱ sa̱ — светящийся;

nirvitarka̱ — без витарки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.