Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Норма и отклонения от неё в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии человека. Комбинированные нарушения, их причины.






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ.

(из лекционного материала)

 

Понятие «аномальный ребенок» предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных болезнетворными влияниями и обуславливающих необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания.

Аномальные дети – сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться, а некоторые только компенсироваться.

В основе аномального развития всегда лежат органические, либо функциональные нарушения нервной системы или периферические нарушения определенного анализатора.

Однако в ряде случаев, отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто средовыми причинами, не связанными с нарушением анализаторных систем или центральной нервной системы. Так, неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка могут привести к «педагогической запущенности».

Причины, приводящие к возникновению детских аномалий, подразделяются на врожденные (эндогенные) и приобретенные (экзогенные).

Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным факторам в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные «функциональные ансамбли», наблюдается интенсивная дифференциация н.с.

Неблагоприятные воздействия на плод в период беременности от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков н.с.

Если нарушения возникают на более поздних этапах развития, возможность дефекта может варьироваться в разной степени: от глубокого нарушения до отсутствия, или легкой задержки темпа развития.

Поэтому важно учитывать в какой период, и в какие временные сроки возникают нарушения:

· В период внутриутробного развития;

· Период послеродового развития;

· Или в результате действия наследственных факторов.

 

Причины возникновения дефектов и нарушений развития разнообразны и их можно подразделить на несколько групп:

1. Патогенные факторы, вызывающие заболевания матери в период беременности:

· Токсикозы;

· Интоксикация

· Нарушение обмена веществ

· Имунно-патологические состояния и многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное расположение плода)

· Определенную роль играют некоторые химические вещества, радиоактивное илучение.

· Наиболее тяжелые поражения нервной системы, органов слуха, зрения, нарушения в физическом и психическом развитии бывают при токсоплазмозе. Возбудитель проникает из организма матери в плод через плаценту. К последствиям внутриутробных инфекций н.с. относят микроцефалию, гидроцефалию, спастические параличи и парезы, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).

· Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие резус несовместимости крови матери и плода. В этом случае страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы.

Существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний.

 

2. Наследственные генетические поражения (врожденные нарушения).

· Характеризуются разнообразными наследственно обусловленными отклонениями в обмене веществ. Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах. Так, нарушение хромосомных наборов родителей могут привести к наследованию некоторых форм олигофрении (болезнь Дауна), различных типов глухоты, определенных дефектов зрительного анализатора

· Алкоголизм, наркомания родителей вызывают сложные врожденные аномалии.

3. Разнообразные отклонения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями ребенка.

· Асфиксия (кислородная недостаточность). Она наблюдается у 4-6% новорожденных и вызывает грубые нарушения в развитии.

· Внутричерепная родовая травма – это собирательное понятие, включающее неоднородные по этиологии и патогенезу изменения ц.н.с., возникшие во время родов. К внутричерепной родовой травме относят: кровоизлияния в вещество мозга и его оболочки, а также другие расстройства кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы.

· Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.

 

4. Детские церебральные параличи составляют особую группу.

· Характерная особенность детских церебральных параличей – нарушение моторного развития ребенка, обусловленное прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой физического и речевого развития, судорогами.

5. Послеродовые приобретенные аномалии развития – являются в основном последствиями перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний.

· Инфекционные болезни нервной системы. В инфекционный процесс могут вовлекаться все отделы центральной, периферической и вегетативной нервной системы, оболочки и сосуды мозга. Это менингиты – воспаление мозговых оболочек (может привести к развитию гидроцефалии, глухоте, двигательным расстройствам, задержке психического и моторного развития) и энцефалиты. Это полиомиелит, при котором вирус попадая в ц.н.с., избирательно поражает двигательные нейроны головного и спинного мозга, а также оболочки мозга. Болезнь приводит к резкому ограничению двигательной способности и характеризуется стойкими параличами отдельных групп мышц. Поражают нервную систему и такие инфекционные болезни, как грипп и корь.

· Черепно-мозговая травма – составляет от 25-45% всех случаев повреждений в детском возрасте. Они делятся на закрытые (сотрясения, ушиб, сдавление мозга), при которых сохраняется целостность костей и твердой мозговой оболочки; и открытые, которые могут быть проникающими при сохранности мозговой оболочки и проникающими при ее повреждении. Следствием черепно-мозговых травм могут быть патологические изменения двигательных и психических функций (параличи, расстройства слуха, зрения, нарушение памяти и речи, снижение интеллектуальной деятельности и т.д.).

 

Значение причин детских аномалий и нарушений развития позволяет детскому психологу не только правильно решить одну из важнейших задач – получение дополнительных данных о психическом состоянии ребенка, но и при помощи экспериментально-психологического исследования выявить скрытые для простого наблюдения признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь.

Подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития ребенка, развитие аномального имеет ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов Георгия Яковлевича Трошина (1874-1938), Льва Семеновича Выготского (1896-1934).

Была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадение одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития.

Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Так, в результате нарушения слухового аппарата, являющегося первичным дефектом, может возникать немота – вторичный дефект, если глухота возникла до периода овладения речью.

Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли.

 

Основные категории детей с нарушениями психофизического развития:

· Глухие и слабослышащие;

· Слепые, позноослепшие и слабовидящие;

· Тяжелые речевые нарушения (дети-логопаты);

· -Нарушения опорно-двигательного аппарата одна из наиболее распространенных тяжелых форм Детский церебральный паралич);

· Задержка психического развития (конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза);

· Ранний детский аутизм;

· Нарушения интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые).

 

Нарушения в психофизическом развитии детей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.