Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О просветительстве Ш. Марджани






 

На втором этапе (70-80-е гг. XIX в.) просвети­тельские тенденции в мировоззрении Марджани на­чинают преобладать над религиозно-реформаторски­ми. Правда, он не бросает занятия по религии, иссле­дования по мусульманской теологии... В 70-80-е гг. творчество и деятельность Марджани сливается с та­тарским просветительским движением.

70-80-е годы XIX в.— это время близкого зна­комства Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета. Марджани хорошо знал профессора И.Ф. Готвальда1, академика В.В. Радлова, профессора А. Казембека, первого восто­коведа среди женщин О.С. Лебедеву и многих дру­гих русских ученых. Через своего ученика X. Фаиз-ханова он устанавливает сотрудничество с В. Велья­миновым-Зерновым и шейхом ат-Тантави — извест­ными петербургскими востоковедами... Многим им­понировало то, что Марджани прекрасно владел восточными языками, обладал обширными познани­ями в области восточной культуры. Поэтому иност­ранных ученых, посещавших Казань, профессор Гот­вальд знакомил с Марджани как с представителем татарских ученых... Марджани в марте 1876 года принял у себя дома Ф. Финша и всемирно известного ученого, автора труда «Жизнь животных» А. Брема, вместе с сопровождавшим их в городе В. Радловым.

Брем говорил с Марджани по-арабски, удивив и свое­го собеседника и еще более — шакирдов медресе.

В 1877 г. в Казани проходит IV Всероссийский съезд Петербургского общества археологии, на кото­рый съезжаются около 300 ученых из многих горо­дов России и из-за ее пределов. 13 августа на съезде академик В. В. Рад лов прочитал на русском языке доклад Марджани по истории Булгара и Казани, В 1884 г. этот доклад на татарском и русском языках был опубликован в материалах съезда. Марджани первым из мусульманских ученых участвовал в под­готовке и проведении этого съезда. Его фигура в бе­лой чалме и зеленом чапане часто привлекала вни­мание русских ученых на заседаниях Общества ар­хеологии.

.Л.В 80-х годах радикально расширяется соб­ственно научная деятельность Марджани. На пере­дний план выходят занятия философскими и исто­рическими дисциплинами, а религиозно-реорматор-ская отодвигается на задний план. Труды, напи­санные Марджани в это время, свидетельствуют о своеобразном синтезе в его творчестве восточных тра­диций и европейского знания Нового времени...

В этот период он работает над рукописным био­библиографическим словарем «Вафият ал-аслаф ва тахият ал-лаф» («Подробное о предшественниках и приветствие потомкам»), который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и обще­ственно-политических деятелей мусульманского Востока. Данный труд... вобрал в себя богатый ма­териал по истории философии Востока, дает немало сведений о жизнедеятельности философов...

В этот период издаются наиболее значительные произведения Марджани, среди которых «Хакк ал-марифа ва хусн ал-идрак» («Истина познания и кра­сота ее постижения») (1880 г.) — сочинение о му­сульманском праве, в котором ученый, в частности, излагает свои социально-политические взгляды;

«Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара») (1885. — Том I) — исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве; «Китаб ал-хикма-ал-балига ал-джанния фи шарх ал-акаид ал-хана-фия» («Книга о зрелой философии, помогающей объяснить догматы ханафитов») (1888г.) —сочине­ние, в котором Марджани излагает свои религиоз­но-философские взгляды; «Би-т-тарикат ал-мусла ва-л-акидат ал-хусна» («Достойным подражания путем и наилучшим убеждением») (1890 г.), труд, издан­ный после смерти Марджани — о некоторых про­блемах логики и познания, а также другие сочине­ния ученого.

Умственный просветительский горизонт Мард­жани многократно расширили его путешествия 80-х годов по России и странам Ближнего и Среднего Вос­тока. В поисках материала для исторических исследо­ваний Марджани посещал древние развалины Бул­гара, татарские, русские, чувашские, мордовские се­ла. 31 августа 1880 г. он из Казани отправляется в па­ломничество. Путь ученого пролегает через Нижний Новгород, Москву, Курск, Киев, Одессу. Из Одессы Марджани на пароходе отплывает в страны Ближ­него и Среднего Востока. Он посещает Стамбул, Из­мир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры му­сульманской культуры.

Во время путешествия Марджани встречается с известными учеными и государственными деяте­лями того времени. Он ведет дневник, куда скрупу­лезно записывает каждое мгновение своего путешест­вия...

Имя Марджани становится известным не толь­ко на Востоке, но и в Европе, Америке. Марджани два раза снимался на фото (один раз для американ­ского консула, а другой по просьбе издателя энцик­лопедического словаря в Лондоне)...

Марджани доказывает необходимость пропаган­ды научных знаний и овладения ими татарским населением. Он полагал, что популяризация науки, изучение светских наук определяет движение обще­ства вперед, в то время как религия ведет к нрав­ственному совершенствованию общества. Наука, по его определению, есть абсолютное совершенство, при­надлежащее достоинствам обладателя истины.

Просветительские идеи Марджани в 70 — 80-е годы XIX в. охватывали самые различные стороны обновления общественной жизни татарского наро­да. Они включают мысли о необходимости получе­ния татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (антич­ной, арабо-мусульманской мысли) и настоящего (рус­ской и западноевропейской культуры). Его заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоит его благосостояние, со­циально-экономическое и политическое положение. Сильна вражда Марджани к средневековым формам жизни татарского общества. Выдвигая на первый план разум как критерий истины и считая просве­щение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из «спячки». Крити­ка схоластики, средневековых форм обучения, вос­питания, жизнедеятельности пронизывает все твор­чество Марджани...

...Он с сочувствием описывал в своих трудах тяжелое положение простого народа, осуждал зло­употребления при взимании налогов, при наборе в рекруты, несправедливость судебных властей...

Один из учеников Марджани Абдаллах б. Убай-даллах вспоминает, что он говорил своим ученикам: «Для будущего нашего народа, для самостоятельно­го решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладеть европейской наукой, знанием и ремеслом! Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейскому образцу. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ре­месла и просвещение. Для науки и знания нет наци­ональных границ и нет особого языка!».

В просвещении народов, развитии науки, зна­ния, воспитании образованной и высоконравствен­ной личности, в усвоении духовного наследия про­шлого и настоящего Марджани усматривал путь к подъему культурного уровня татарского народа, имея целью поставить его на одну ступень с современны­ми цивилизованными народами мира.

Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв. — Казань, 2001. — С.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.