Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение различных видов психотерапии






Нет никаких сомнений в том, что пациенты, получающие психоте­рапию, в среднем чувствуют себя лучше, чем больные, которые не лечатся. С этой точки зрения психотерапия работает. Но, как мы уже убедились, существуют различные виды психотерапии. Какие из них наиболее эффек­тивны? Этот вопрос горячо обсуждается психотерапевтами. Приверженцы психодинамической терапии придерживаются мнения, что их поведенчес­кие и когнитивные коллеги делают лишь «временную работу». А те, в свою

1 В качестве примера подобной дискуссии см.: Hollon S.D. The efficacy and effectiveness of psychotherapy relative to medications // American Psychologist. 1996. 51. P. 1025-1030; Jacobson N.S., Christenson A. Studying of effectiveness of psychotherapy // American Psychologist. 1996. 51. P. 1931-1039; Mintz J., Drake Д., Crist-Cristoph P. The efficacy and effectiveness of psychotherapy: Two paradigms, one science // American Psychologist. 1996. 51. P. 1084-1085; Strupp H. The tripartite model and theConsumer Reports study // American Psychologist. 1996. 51. P. 1017-1024; Dineen T. Psychotherapy: The snake oil of the 90s? // Skeptic. 1998. 6. P. 54-63; Seligman M.E.P. Science as an ally of practice // American Psychologist. 1996. 51. P. 1072-1079.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Оценка эффективности терапии



 



1 2 3

Время лечения, месяцы


Рис. 1. Вердикт Додо

На рисунке представлены результаты исследования 279 пациентов, страдаю­щих депрессией; они получали лечение в рамках когнитивной терапии, межлич­ностной терапии1, получали антидепрес­санты (тофранил) или плацебо. Резуль­таты 4-месячного лечения показали, что по сравнению с группой, принимавшей плацебо (штриховая линия), все осталь­ные пациенты продемонстрировали большее улучшение, хотя существенных различий между уровнем их улучше­ния все же выявлено не было2


очередь, полагают, что сторонники классического психоанализа использу­ют методы, основанные на псевдонаучных теориях. Кто же из них прав?

Ответ, полученный при сравнении результатов исследований различ­ных видов психотерапии, не дает преимущества сторонникам какой-либо одной школы. Большинство этих исследований показывают, что различные виды психотерапии эффективны примерно одинаково. Это утверждение иногда называют вердиктом Додо (по имени персонажа сказки «Алиса в Стране чудес», организовавшего соревнование среди различных созданий этой страны и заключившего, что «каждый победил и все должны получить призы»3. В то время как одни исследователи полагают, что поведенческий и когнитивный виды психотерапии имеют некоторое преимущество4, мно­гие другие полагают, что различия слишком незначительны5.

1 См.: Klerman G.L., Weissman М.М., Rounsaville B.J., Chevron E.S. Interpersonal
psychotherapy of depression. N. Y.: Basic Books, 1984.

2 См.: Gibbons RX>., Hedeker D., Elkin I et al. Some conceptual and statistical issues in analysis
of longitudinal psychiatric data. Application to the NIMH treatment of depression Collaborative
Research Program dataset // Archives of General Psychiatry. 1993. 50. P. 739-750.

3 См.: Luborshy L.I., Singer В., Luborsky L. Comparative studies of psychotherapies //
Archives of General Psychiatry. 1975. 20. P. 84-88.

4 См.: Shapiro DA., Shapiro D. Meta-analysis of comparative therapy outcome studies: A
replication and refinement // Psychological Bulletin. 1982. 92. P. 581-604.

5 См.: Sloane R.B., Staples F.R., Cristol A.H., Yorkston NJ., Whipple K. Psychotherapy vs.
behavior therapy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1975; Smith M.L., Glass G.V.,
Miller R.I.
Tile benefits of psychotherapy. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1980; Elkin I.,
Shea M.T., Watkins J.T., Imber S.D. et al.
National Institute of Mental Health treatment of
depression collaborative research program: General effectiveness of treatments // Archives
of General Psychiatry. 1989. 46. P. 971-982; Shear M.K., Pilkonis PA., Cloitre M., LeonA.C.
Cognitive behavioral treatment compared with nonprescriptive treatment of panic disorder //
Archives of General Psychiatry. 1994. 51. P. 395-401; Wampold B. E., Mondin G. W., Moody M.,
Stich F., Benson K., Ahn H.
A meta-analysis of outcome studies comparing bona fide
psychotherapies: Empirically, «all must have prizes» // Psychological Bulletin. 1997. 122.
P. 203-216.


604 Тема 14. Развитие личности

Общие факторы

Одно из объяснений равной эффективности различных видов пси­хотерапии кроется в сходстве идей, лежащих в их основе. Сюда входят различные стремления терапевта: разряжать эмоциональные ситуации, способствовать межличностному научению, создавать доверительные отно­шения с другим человеком. Это, безусловно, положительные факторы, и они являются общими для различных школ; соответственно, мы можем ожи­дать и их равной эффективности (учитывая также общий для всех эффект плацебо).

По данным некоторых исследователей, разные виды лечения эф­фективны при лечении одних пациентов и состояний больше, чем дру­гих. Они убеждены, что тот или иной вид психотерапии помогает лучше, если он соответствует заболеванию пациента1. Эта позиция иногда назы­вается условием предписания, поскольку она подразумевает, что опре­деленный вид терапии должен назначаться пациентам, страдающим кон­кретным психическим расстройством, подобно тому, как специфические лекарственные препараты выписываются при определенных соматичес­ких заболеваниях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.