Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О соподчиненности властей в государстве






Во всех случаях, пока существует правительство, законодательная власть является верховной: ведь то, что может создавать законы для других, необходимо должно быть выше их; а поскольку законодательная власть является законодательной в обществе лишь потому, что она обладает правом создавать законы для всех частей и для каждого члена общества, предписывая им правила поведения и давая силу для наказания, когда они нарушены, постольку законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей.

В некоторых государствах, где законодательный орган не всегда действует, а исполнительная власть доверена одному лицу, которое также участвует и в законодательном органе, то это лицо с некоторой натяжкой можно также назвать верховным.

Но следует отметить, что хотя ему приносится присяга и клятва на верность, но это делается не потому, что он является верховным законодателем, а потому, что он является верховным исполнителем закона, созданного совместной властью его и других; присяга представляет собой лишь повиновение в соответствии с законом; когда же он нарушает этот закон, то он не имеет права притязать на повиновение.

Там, где законодательная и исполнительная власти находятся в различных руках (как это имеет место во всех умеренных монархиях и правильно организованных правительствах), там благо общества требует, чтобы некоторые вещи были предоставлены благоразумию того, кто обладает исполнительной властью: ведь законодатели не в состоянии предвидеть все и создавать соответствующие законы на все случаи, когда это может быть полезно сообществу, и тогда исполнитель законов, имея в своих руках власть, обладает на основе общего закона природы правом использовать ее на благо общества во многих случаях, когда муниципальный закон не дает никаких указаний, до тех пор пока не будет возможности собрать законодательный орган и издать соответствующий закон. Существует много вещей, которых закон никак не может предусмотреть; и это по необходимости следует предоставить благоразумию того, в чьих руках находится исполнительная власть, для того чтобы он распоряжался так, как того требуют общественное благо и выгода; более того, в некоторых случаях необходимо, чтобы сами законы уступали место исполнительной власти или, скорее, этому основному закону природы и правительства, а именно, чтобы насколько только возможно были сохранены все члены общества. Ведь может возникнуть целый ряд обстоятельств, когда строгое и неуклонное соблюдение законов может принести вред (как, например, нельзя снести дом невиновного человека, чтобы прекратить пожар, когда горит соседний дом), а иногда человек может попасть под действие закона, которые не делает различия между людьми, за поступок, который может заслуживать награды и поощрения; следует, чтобы правитель обладал властью во многих случаях умерять строгость закона и прощать некоторых преступников, поскольку задачей правительства является сохранения всех по мере возможности, следует щадить даже виновных, когда это не наносит ущерба невиновным.

...Что произойдет, если исполнительная власть, обладая силой государства, использует эту силу, чтобы воспрепятствовать созыву и работе законодательного органа, в то время как первоначальная конституция или народные нужды требуют этого? Я утверждаю, что применение силы в отношении народа без всякого на то права и в противоречие доверию, оказанному тому, кто так поступает, представляет собой состояние войны с народом, который обладает правом восстановить свой законодательный орган, чтобы он осуществлял свою власть. Ибо народ создал законодательный орган для того, чтобы он осуществлял свою законодательную власть либо в определенное время, либо тогда, когда в этом есть необходимость, а поскольку законодателям мешает какая-либо сила делать то, что необходимо для общества и от чего зависит безопасность или сохранение народа, постольку народ вправе устранить эту противодействующую силу силой же. Во всех положениях и состояниях лучшее средство против силы произвола - это противодействовать ей силой же. Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, в состояние войны как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом.

...Народ властен заново обеспечить свою безопасность с помощью нового законодательного органа, когда его законодатели нарушили оказанное им доверие, посягнув на его собственность, эта доктрина является лучшей гарантией от восстания и наиболее вероятным способом воспрепятствовать ему. Ибо восстание - это сопротивление не отдельным лицам, но власти, которая основывается лишь на конституциях и законах правительства; те же, кто силой нарушают их и силой же оправдывают свое нарушение, - кем бы они ни были, - являются истинными и подлинными мятежниками. Ведь когда люди вступили в общество и создали гражданское правление, то они исключили применение силы и ввели законы для сохранения собственности, мира и единства между собой; те же, кто снова применяют силу в противоположность законам, начинают rebellare, т.е. вновь создают состояние войны и являются подлинными мятежниками.

Целью правительства является благо человечества; а что лучше для человечества - то, чтобы народ всегда был предоставлен ничем не ограниченной воле тирании и чтобы можно было иногда оказывать сопротивление правителям, когда они переходят всякую меру в использовании своей власти и направляют ее на уничтожение, а не на сохранение собственности своего народа?

В одном я, однако, твердо уверен, что будь то правитель или подданный, но если он пытается силой покушаться на права государя или народа и его действия ведут к низвержению конституции и структуры любого справедливого правительства, то он в самой высшей степени виновен в ужаснейшем преступлении, на которое, по-моему, способен человек, и должен отвечать за все то несчастья, за кровь, насилия и разорение, которым подверглась страна в результате разрушения правительства. И тот, кто поступает подобным образом, должен по справедливости считаться общим врагом и чумой человечества, и с ним следует поступать соответствующим образом.

Если кто-либо применяет силу без права - как это делает в обществе каждый, кто поступает беззаконно, - то он ставит себя в состояние войны в теми, против кого он ее так применяет; а в таком случае все прежние узы разрываются, все прежние права недействительны, и каждый имеет право защищать себя и сопротивляться агрессору.

 

ЖАН-ЖАК РУССО.

Руссо Жан Жак (1712 - 78) - французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал «естественное состояние» всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности.

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ

...Общественное состояние - это священное право, которое служит основанием для всех остальных прав. Это право, однако, не является естественным; следовательно, оно основывается на соглашениях. Надо выяснить, каковы эти соглашения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.