Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контактная граница






Ни один индивид не самодостаточен. Индивид может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое целостное поле. Поведение индивида — функция этого поля; оно опреде­ляется природой отношений между ним и его средой. Если отношения взаимно удовлетворительны, мы называем поведение индивида нормаль­ным. Если отношения конфликтны, поведение индивида описывается как ненормальное. <...>

Функционирование человека в среде — это то, что происходит на контактной границе между ним и его средой. Психологические события происходят на контактной границе. Наши мысли, действия, поведение, эмоции — это способ выражения и принятия этих событий на границе.

Среда и организм находятся во взаимных отношениях. Они не явля­ются жертвами друг друга. Они находятся в отношении диалектических противоположностей. Чтобы удовлетворить свои потребности, организм должен найти необходимые материалы в среде. Система ориентации обна­руживает то, что необходимо; все живые существа способны чувствовать, какие внешние объекты могут удовлетворить их потребности. Голодный


Перлз Ф. [Гештальт-подход к психотерапии] 521

щенок не обманывается мириадами форм, запахов, шумов и красок мира; он прямо направляется к материнскому соску. Для него это — выходящая на передний план фигура.

Когда система ориентации выполнила свою работу, организм дол­жен проманипулировать необходимым объектом таким образом, чтобы органический баланс был восстановлен, и тогда гештальт будет завершен. Мать, разбуженная плачущим ребенком, не будет лежать на спине в кро­вати, слушая этот плач. Она сделает что-то, чтобы справиться с беспокоя­щей ситуацией: она постарается удовлетворить потребности ребенка, и когда они будут удовлетворены, она тоже может снова заснуть. Щенок, обнаружив сосок матери, начнет сосать. <...>

Вернемся еще раз к обсуждению отношений организма к полю или, в более специфических терминах, отношению индивида со своей средой. У индивида есть не только потребности, но и система ориентации и мани­пуляции, с помощью которых он достигает их удовлетворения. Индивид также формирует то или иное отношение к тем объектам среды, которые могут помочь или помешать его стремлению к удовлетворению. Фрейд опи­сывал это, говоря, что объекты мира приобретают катексис. В гештальтис-тских терминах мы бы сказали, что эти объекты становятся фигурой.

Объекты, которые желательны, поскольку помогают удовлетворять потребности индивида в восстановлении утраченного равновесия, имеют положительный катексис. Нежелательные объекты, угрожающие индиви­ду, нарушающие его равновесие или мешающие удовлетворению потреб­ностей, получают отрицательный катексис. Для охотника, испуганного буйствующим слоном, слон приобретает негативный катексис.

Человек колеблется между нетерпением (impatience) и испугом (dread). Каждая потребность требует немедленного удовлетворения, без потери времени. Нетерпение — эмоциональная форма, которую прежде всего принимает возбуждение, создаваемое наличием потребности и на­рушением равновесия. Нетерпение — основа позитивного катексиса. Испуг — основа негативного катексиса; это переживание того, что пре­пятствует выживанию. Пугающее воспринимается как смутная, недиф­ференцированная опасность; как только появляется объект, с которым нужно справляться, испуг уменьшается до страха.

Позитивный катексис указывает на то, что поддерживает жизнь. Не­гативный — на опасность, ослабление поддержки или даже смерть, т.е. на что-то, что угрожает частично или полностью разрушить наше существова­ние, идет ли речь о физическом теле (болезнь), сексуальной целостности (кастрация), образе себя (унижение), представлении о мире (экзистенциаль­ное замешательство), благосостоянии (экономический спад) и множестве подобных вещей.

Индивид хочет присвоить себе те объекты или тех людей, которые имеют позитивный катексис. Влюбленный юноша хочет жениться на пред­мете своей любви, голодный человек хочет есть. Стремясь получить объек-


522 Тема 14, Развитие личности

ты, наделенные позитивным катексисом, индивид соприкасается, контакти­рует со своей средой. Относительно объектов или людей, имеющих для него негативный катексис, человек демонстрирует противоположную тенден­цию: он хочет их уничтожить или убрать из своего поля. <...>

Контакт и уход — диалектические противоположности. Это описа­ние того, как мы участвуем в психологических событиях, как обходим­ся с объектами нашего поля на контактной границе. Позитивный и не­гативный катексис, контакт и уход ведут себя в поле, объединяющем организм и среду, подобно притягивающей и отталкивающей силе маг­нита. Фактически все это поле является диалектически дифференциро­ванным единством. Биологически оно дифференцировано на организм и среду, психологически на самость и иное, морально — на эгоизм и альт­руизм, научно — на субъективное и объективное и т.д.

Когда катектированный объект, — будь катексис положительным или отрицательным, — присвоен или аннигилирован, когда контакт или уход осуществлен, когда с объектом удалось обойтись так, что это удов­летворяет индивида, этот объект и потребность, с которой он связан, исче­зают из среды. Гештальт завершен. <...>

Контакт со средой и уход из нее, принятие и отвержение — наибо­лее важные функции целостной личности. <...>

Контакт со средой в некотором смысле является формированием гештальта. Уход — это либо полное его завершение, либо сосредоточение сил для того, чтобы сделать такое завершение возможным. Боксер осу­ществляет контакт с челюстью противника, но не оставляет свой кулак в этом контакте; он отдергивает руку для подготовки к следующему уда­ру. Если контакт продлевается дольше, чем необходимо, он становится неэффективным или болезненным. Если слишком длительным оказыва­ется уход, это препятствует осуществлению процессов жизни. Ритмичес­кая последовательность контакта и ухода — наше средство удовлетворять свои потребности, продолжать процессы самой жизни.

Итак, у нас есть иерархия потребностей, сенсорная и моторная сис­темы для их удовлетворения, позитивные и негативные катексисы в поле, контакт и уход, нетерпение и испуг. Это приводит нас к вопросу о той силе, которая снабжает энергией все наши действия, составляя их осно­ву. По-видимому, такой силой является эмоция. Хотя современная пси­хиатрия рассматривает эмоции как досадный излишек, подлежащий раз­рядке, на самом деле эмоции — это сама наша жизнь.

Мы можем как угодно теоретизировать, так или иначе интерпрети­руя эмоции, но это просто потеря времени. Эмоции — это язык самого орга­низма; они преобразуют фундаментальное возбуждение в соответствии с ситуацией, в которой необходимо действовать. Возбуждение трансформиру­ется в специфические эмоции, а эмоции трансформируются в сенсорные и моторные действия. Эмоции энергизируют катексис и мобилизуют спосо­бы и средства удовлетворения потребностей. <...>


Перлз Ф. [Гештальт-подход к психотерапии] 523

2. Невротические механизмы Рождение невроза

Индивид, целиком предоставленный самому себе, практически не имеет шанса выжить. Чтобы выжить, человек нуждается в других лю­дях. Еще меньше шансы человека, который остался один, на психологи­ческое и эмоциональное выживание. На психологическом уровне чело­век нуждается в контакте с другими людьми в такой же мере, в какой на физиологическом уровне он нуждается в пище и питье. Чувство при­надлежности к группе так же естественно для человека, как физиологи­ческие импульсы, обеспечивающие его выживание. Чувство принадлеж­ности является по-видимому первичным обеспечивающим выживание психологическим импульсом.

Рассматривая индивида как функцию поля, объединяющего орга­низм и среду, и полагая, что поведение человека отображает его отноше­ния в этом поле, гештальт-подход связывает между собой представления о человеке как об индивиде и как о социальном существе. <...>

Человек, способный жить в заинтересованном контакте со своим обществом, не будучи поглощен им, но и не отчуждаясь от него — это хорошо интегрированный человек. Он опирается на себя самого, посколь­ку понимает отношения между собой и обществом, как часть тела инстин­ктивно понимает свои отношения к телу-как-целому. Это человек, кото­рый чувствует контактную границу между собой и обществом, который воздает кесарю кесарево и оставляет себе то, что принадлежит ему. Цель психотерапии — создать такого человека. <...>

Человека, который в поисках точки равновесия переступает через контактную границу, заходя на сторону общества, так что он оказывается с ним в остром конфликте, мы называем преступником. В нашем обще­стве преступником является человек, который присваивает себе функции, традиционно считающиеся прерогативами государства.

Если же человек в поисках равновесия все более отходит назад и допускает преувеличенные посягательства общества, которое перегружа­ет его своими требованиями и в то же время отчуждает от общественной жизни, если человек дает обществу побуждать и формировать себя, — мы называем его невротиком. <...>

Все люди, по-видимому, имеют врожденную склонность к ритуалам. Ритуал можно определить как выражение чувства социальной принад­лежности, потребности в контакте с группой. Мы находим эту потребность не только на ранних стадиях развития человечества, но и в высоко циви­лизованных группах. Игры детей в значительной степени состоят из ра­зыгрывания и повторения ритуалов. Выражением этой потребности яв­ляются парады, фестивали, религиозные службы. <...>


524 Тема 14. Развитие личности

Но нормальные люди по-видимому также испытывают потребность в ритуалах. Если важное событие не отмечается каким-нибудь подобаю­щим ритуалом — тостом, рукопожатием, речами, процессиями, церемони­ями, — то возникает чувство бессмысленности и пустоты. Ритуал призван обеспечить переживание порядка, формы и целенаправленности. В пси­хологических терминах можно сказать, что ритуал делает гештальт бо­лее ясным, обеспечивает большую определенность восприятия фигуры. Так, например, все мы чувствуем потребность в определенных ритуалах в случае смерти. Даже наиболее цивилизованные граждане были бы шо­кированы, если бы мы просто засовывали трупы в мешки и избавлялись от них.

Ритуал не только удовлетворяет глубокие потребности индивида, но имеет и социальную ценность, подкрепляя значение групповой жизни для выживания. Строевая муштра, например, не только улучшает координа­цию участников, но и усиливает их способность к совместным действи­ям по защите групповых интересов. <...>

Какова бы ни была ценность ритуала для группы, ритуал обязатель­но прерывает, — для того он и предназначен, — по крайней мере некото­рые спонтанные и личные процессы: индивидов, входящих в группу. По отношению к участию в ритуале все остальные действия оказываются профаническими. Высшая концентрация, подобная той, которая соответ­ствует доминирующей потребности выживания, требуется и достигается благодаря торжественности и благоговению. Только полное участие всей личности, — без ослабления сознавания человеком как себя, так и дру­гих, — может вызвать в нем такое религиозное чувство интенсивности существования, такую экзальтацию или интеграцию; только при такой полноте может индивид почувствовать себя частью группы.

Но такая интенсификация чувств возможна, только если полноте соучастия ничто не препятствует. Если процесс прерывается какими-то помехами извне или если индивид прерывает его своими фантазиями, значительность и интеграция ритуала теряется.

Представьте себе теперь, что во время процесса групповой деятельно­сти или ритуала индивид внезапно сознает личную потребность, которая кажется более важной для выживания, чем участие в ритуале. Предполо­жим, например, что во время пения большого хора один из его участников внезапно чувствует потребность в уринации. Его потребность профаничес-ки вмешивается в ритуальное действие.

Здесь имеются три возможности: индивид может уйти (но тихо, не привлекая к себе внимания); он может целиком отодвинуть свою потреб­ность в фон, исключить ее, хотя бы временно, из существования; и, нако­нец, он может переводить свое внимание от своей личной потребности к потребности группы. В этом последнем случае он пытается оставаться в контакте с ритуалом, пытается дать ему доминировать в себе, но не мо­жет; возникает травматический конфликт, типа конфликта между стра-


Перлз Ф. [Гештальт-подход к психотерапии] 525

хом и нетерпением. Хорист мог бы выразить свои переживания пример­но так: «Мне хочется в туалет. Мне хотелось бы прервать наши занятия, но мы хотим продолжать. Мы не любим, когда нас прерывают. И нехо­рошо прерывать других. Так что я хотел бы, чтобы мне не хотелось в ту­алет, и мне нужно управлять собой. Я хотел бы, чтобы мой мочевой пу­зырь меня не беспокоил. Какая неприятность!»

В этом внутреннем разговоре, который может показаться совершен­но безвредным, заложен ряд поводов к замешательству (confusion), способ­ному вести к неврозу. Хорист, по-видимому, не способен ясно отличать себя от среды, и его рассуждения содержат все четыре механизма нару­шения контактной границы, которые гештальттерапия считает лежащи­ми в основе невроза. Это, разумеется, не означает, что человек в нашем примере определенно является невротиком. Но если установки, лежащие в основе его рассуждений, превратятся в постоянные способы мышления и поведения, они могут стать вполне невротическими.

Теперь мы на некоторое время оставим бедного хориста и рассмот­рим сами невротические механизмы и их развитие. Потом мы вернемся к этой простой ситуации, используя ее в качестве модели развития невро­тических паттернов.

Все невротические затруднения возникают из неспособности инди­вида находить и поддерживать правильное равновесие между собой и ос­тальным миром, и всем им присуще то обстоятельство, что в неврозе социальная граница и граница среды ощущается сдвинутой слишком да­леко в сторону индивида. Невротик — это человек, на которого слишком сильно давит общество. Его невроз — этот защитный маневр, помогаю­щий ему уклониться от угрозы переполнения миром, который берет над ним верх. Это оказывается наиболее эффективным способом поддержа­ния равновесия и саморегуляции в ситуации, когда, как ему кажется, все против него.

Хотя мы полагаем, что невроз как нарушение контактной границы вызывается первоначально действием четырех различающихся между со­бой механизмов, было бы нереалистичным говорить, что какое-либо конк­ретное невротическое поведение может быть примером только одного из них. Нельзя также утверждать, что каждое определенное нарушение на контактной границе, каждое нарушение равновесия в поле, объединяющем организм и среду, создает невроз или свидетельствует о невротическом паттерне.

Ситуации, в которых это имеет место, в психиатрии называют трав­матическими неврозами. Травматические неврозы являются по существу защитными паттернами, возникающими при попытке индивида спра­виться с вызвавшим сильный страх внедрением общества или столкно­вением со средой. Например, если родители заперли двухлетнего ребен­ка в темном клозете на всю ночь, он испытывает почти невыносимое на­пряжение. Он оказывается ничем, даже менее чем ничем: объектом


526 Тема 14. Развитие личности

манипулирования, лишенным собственных прав и собственных возмож­ностей. «Его» уже нет, есть только «они» и то, что «они» могут сделать. Защищаясь от этой ситуации, ребенок может создать устойчивые, непод­дающиеся изменениям паттерны поведения, которые могут сохраняться долгое время после того, как опасность миновала. Они порождены трав­мой, но продолжают действовать и тогда, когда сама травма перестала существовать.

Но как правило нарушение контактной границы, лежащее в основе невроза, менее драматично. Это изводящие, хронические, повседневные вмешательства в процессы развития, процессы познания и принятия себя, благодаря которым мы достигаем способности опираться на себя (self-support) и зрелости. Какую бы форму ни принимали эти вмешательства и прерывания развития, они приводят к возникновению продолжитель­ного замешательства и трудностей в различении между собой и другими.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.