Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания Гештальтпсихология






Представленный здесь подход основывается на предпосылках, кото­рые нельзя называть ни смутными, ни безосновательными. Напротив, это преимущественно предположения здравого смысла, легко подтверждае­мые опытом. Фактически они лежат в основе большей части современ­ной психологии, хотя часто их формулируют в сложных терминах, кото­рые, поддерживая в авторе чувство собственной важности, скорее запуты­вают читателя, нежели служат прояснению сути дела. <...>

Первая основная предпосылка нашего подхода состоит в том, что факты, восприятия, поведение или феномены приобретают свою специфи­ку и определенное значение благодаря своей специфической организации.

Эти представления первоначально разрабатывались группой немец­ких психологов, работавших в области восприятия. Они показали, что че­ловек не воспринимает отдельные, не связанные между собой элементы, а организует их в процессе восприятия в значимое целое. Например, че­ловек, который входит в комнату, где находятся другие люди, восприни­мает не передвигающиеся пятна цвета, и даже не лица и тела по отдель­ности; он воспринимает комнату и находящихся в ней людей как неко­торое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон. Выбор оп­ределенного элемента среди других определяется многими факторами, со­вокупность которых может быть объединена общим термином «инте-

1 Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М.: Либрис, 1996. С. 14-17, 21-22, 27-60, 62-64, 76-78, 81-84, 89-95, 100-101, 107-108, 110-116, 140.


ПерлзФ. [Гештальт-подход к психотерапии] 517

рее». Пока длится определенный интерес, все целое представляется ос­мысленно организованным. Лишь если интерес полностью отсутствует, восприятие перестает быть целостным и комната распадается на множе­ство несвязанных объектов.

Рассмотрим, как этот принцип может действовать в простой ситуа­ции. Предположим, что комната, о которой идет речь, — гостиная во вре­мя вечеринки. Большая часть гостей уже пришла, остальные постепенно собираются. Входит хронический алкоголик, жаждущий выпивки. Для него другие гости, а также стулья, диван, картины на стенах — все это несущественно, это фон. Он направляется к бару; из всех объектов в ком­нате именно бар является для него фигурой.

Входит другая гостья; она — художница, и хозяйка квартиры недав­но купила ее картину. Ее прежде всего интересует, где и как висит эта кар­тина; ее она выбирает среди всех прочих объектов в комнате. Ее, как и алкоголика, могут совершенно не интересовать люди в комнате, она направ­ляется к своей картине как стремящийся домой голубь.

А вот молодой человек, который пришел на вечеринку, чтобы встре­титься со своей нынешней подружкой. Он оглядывает собравшихся, ра­зыскивая ее, и, когда находит, она становится для него фигурой, а все ос­тальное — фоном.

Для гостя, который переходит от одной группы к другой, с дивана на софу, от хозяйки к коробке с сигаретами, гостиная оказывается совер­шенно разной в разные моменты. Когда он участвует в разговоре в опре­деленном кружке гостей, этот кружок и этот разговор являются для него фигурой. Когда он, постояв, чувствует себя уставшим и хочет сесть, фи­гурой становится свободное место на диване. По мере перемен его инте­реса меняется его восприятие комнаты, людей и объектов в ней, и даже самого себя. Фигура и фон меняются местами; они не остаются столь постоянными, как у того юноши, который весь вечер прикован к своей возлюбленной.

Но вот приходит новый гость. Он, как многие из нас на вечеринках, вообще не хотел сюда идти, и у него здесь нет никаких действительных интересов. Для него вся сцена остается неорганизованной и бессмыслен­ной, пока не произойдет чего-нибудь, что привлечет его внимание и инте­рес. Психологическая школа, основывающаяся на подобных наблюдени­ях, называется «гештальтпеихологией». «Гештальт» — немецкое слово, для которого трудно найти точный английский эквивалент. Гештальт — это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивиду­альных частей, которая создает целостность. Основная предпосылка геш-тальтпеихологии состоит в том, что человеческая природа организована в виде паттернов или целостностей, и только таким образом может быть воспринята и понята.


518 Тема 14. Развитие личности

Гомеостаз

Наша следующая предпосылка состоит в том, что жизнь и поведе­ние управляются процессом, который в науке называется гомеостазом, а проще — приспособлением или адаптацией. Гомеостаз — это процесс, посредством которого организм поддерживает свое равновесие и, соответ­ственно, здоровое состояние в изменяющихся условиях. Иными словами, гомеостаз — это процесс удовлетворения организмом своих потребностей. Поскольку потребности эти многочисленны и каждая из них угрожает равновесию организма, гомеостатический процесс продолжается непрерыв­но. Вся жизнь характеризуется этой постоянной игрой равновесия и не­равновесия в организме. <...>

Если гомеостатический процесс до некоторой степени нарушается, так что организм слишком долго остается в состоянии неравновесия, — это значит, что он болен. Если процесс гомеостаза терпит полную неуда­чу, — организм умирает.

Но что происходит, если несколько потребностей (или, если хотите, инстинктов) возникают одновременно? Здоровый организм, по-видимому, действует по принципу иерархии ценностей. Поскольку он не способен подобающим образом делать более одной вещи одновременно, он обраща­ется к доминирующей потребности выживания прежде, чем к какой-либо иной. Он действует по принципу «сначала самое важное» (first things first).

Однажды в Африке я наблюдал группу оленей, пасущихся в сотне ярдов от спящих львов. Когда один из львов проснулся и зарычал от голода, олени мгновенно умчались. Представьте на минутку себя в шку­ре оленя, предположите, что вы мчитесь, спасая свою жизнь. Через неко­торое время вы начнете задыхаться, и тогда вам придется замедлить свой бег или вообще остановиться, пока вы не передохнете; в этот момент по­требность в дыхании более важна, является более существенной потреб­ностью, чем бег, так же как ранее потребность убежать была важнее по­требности в еде.

Формулируя этот принцип в терминах гештальтпсихологии, мы мо­жем сказать, что в каждый момент доминирующая потребность организ­ма выходит на передний план в качестве фигуры, а остальные, по край­ней мере временно, отступают на задний план. Фигура — это та потреб­ность, которая наиболее остро требует удовлетворения; она может быть, как в нашем примере, потребностью сохранить саму свою жизнь; в ме­нее острых ситуациях она может быть физиологической или психологи­ческой потребностью.

Мать, например, нуждается в том, чтобы ее ребенок был удовлет­ворен и счастлив; дискомфорт ребенка создает дискомфорт для матери. Мать маленького ребенка может спокойно спать под звуки уличного шу­ма или грозы, но сразу же проснется, если ее ребенок заплачет в сосед­ней комнате.


Лерлз Ф. [Гештальт-подход к психотерапии] 519

Чтобы человек мог удовлетворить свою потребность, завершив тем самым гештальт, и перейти к другим делам, ему небходимо сознавать свои потребности и уметь обращаться с собой и со своей средой, потому что даже чисто физиологические потребности могут удовлетворяться лишь во взаи­модействии организма и среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.