Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельной работе






1) наличие общеучебных умений;

2) установки и мотивы СР;

3) умения и навыки СР.

Уровни готовности студентов к самостоятельной работе:

В ы с ш и й: навыки и умения СР высоко развиты. Задания выполняются правильно, рационально и творчески. |

В ы с о к и й: учебные навыки и умения развиты хорошо, но задание выполняется не всегда рационально и творчески.

С р е д н и й: навыки и умения развиты недостаточно хорошо

наблюдаются трудности в выполнении заданий, большие затраты

времени на СР.

Низкий: навыки и умения СР не развиты. Студент не в состоянии выполнить задание.

Переориентация учебного процесса на увеличение объема СРС поставила ряд задач, требующих немедленного решения.

Оптимальная организация СРС возможна лишь в том случае, если имеется научно обоснованное нормирование объема обяза­тельных заданий, разработаны рациональные графики самостоя­тельной учебной и исследовательской работы студентов, техни­ческое и методическое обеспечение заданий, инструкций и мето­дических указаний по выполнению каждого из этих заданий.

Первая из этих задач - решение организационных проблем. Правильное, педагогически грамотное планирование СРС невозможно без точного ее нормирования в целом по семестрам, по каждой дисциплине в отдельности, по каждому виду и каждо­му занятию. Объем, содержание, организационные формы и сро­ки выполнения индивидуальных заданий, виды и сроки контро­ля этой работы по учебной дисциплине планируются кафедрами с учетом состава и уровня квалификации преподавателей и мате­риально-технической базы (см. Приложение 1).

Планируя СРС, необходимо помнить, что определенная ее часть должна выполняться на аудиторных занятиях. Аудиторная СРС должна планироваться за счет замены части лекционных и практических занятий. Внеаудиторная СР по дисциплине должна выпол­няться студентами в соответствии с планом-графиком на основе определения трудоемкости всех требуемых видов работ, которому Должно предшествовать уточнение номенклатуры, объема и содер­жания самостоятельных работ, их соответствие бюджету времени студентов. В настоящее время наиболее рациональным является эк­спериментально-нормативный метод определения трудоемкости самостоятельных работ, автором которого является М. И. Ерецкий. В рамках этого метода используется методика сбора информа­ции путем анкетирования и обработки данных по загруженности студентов по дням недели и по отдельным предметам.

При планировании времени на аудиторную СР определяют Удельный вес каждой дисциплины в % от общего числа часов обязательных аудиторных занятий и лимит времени на самостоятельную работу по каждой из них:

А = (Б - В) • г, где А - лимит времени на самостоятельную ра­боту по данной дисциплине; Б - общее число часов учебной рабо­ты студента в неделю; В - число аудиторных часов в неделю; г - удельный вес дисциплины в % от общего числа аудиторных часов на все предметы.

Трудозатраты на внеаудиторное самостоятельное изучение учебного предмета характеризуются коэффициентом, численно равным отношению времени внеаудиторной самостоятельной ра­боты к времени аудиторных занятий по расписанию по данной дисциплине. Этот коэффициент можно использовать для характеристики фактических трудозатрат и планируемых. Планируемый ко­эффициент вычисляется по формуле:

где tпл - планируемое время внеаудиторной самостоятельной ра­боты по данной дисциплине; tз.р. - время занятий по расписанию. Фактически коэффициент трудозатрат на внеаудиторную СP

, где tс.р. - среднее время, вычисляемое по формуле:

,

где n - число студентов, проходивших учет; xi - время, затраченное i -м студентом; ni - частота повторения времени, затраченного i -м студентом; k - число выборок.

Сопоставление и позволяет сделать вывод как о сложности и трудоемкости изучаемой дисциплины, так и об эффективности занятий по расписанию и требовательности к текущей работе студентов. Если > , то имеет место либо чрезмерный объем или усложнение учебного материала, либо недостаточная эффективность аудиторных занятий. Если < , то значит, не используется резерв времени, отводимый на внеаудиторную СРС, или не предъявляется достаточных требований к те­кущей работе студентов (см. Приложение 2).

По результатам обработки заполненных анкет строят графики распределения времени загруженности заданиями по СР. На ос­нове определения трудоемкости всех видов СРС по каждому учеб­ному предмету деканат определяет суммарную трудоемкость по всем предметам на каждую неделю и за семестр и оставляет ее с допустимой нагрузкой студентов. Если суммарная трудоемкость самостоятельной работы по предметам на семестр превышает ее норму, деканат устанавливает плановые показатели, в соответ­ствии с которыми кафедры пересматривают номенклатуру, содер­жание и объем СР по предметам. Деканат разрабатывает план-график работы студентов на семестр, в котором указываются виды самостоятельной работы, их трудоемкость, сроки их по­этапного выполнения, консультирование и контроль со стороны преподавателей. Наличие у студента плана-графика облегчает их работу, делает ее более организованной и продуктивной.

Преподаватели должны не только помогать студенту учиться, но и создавать необходимые условия для его активной самостоя­тельной работы. Для этого каждого студента по каждой учебной дисциплине нужно снабдить комплексом учебно-методической литературы, в который входят: рабочая программа учебной дис­циплины с обоснованным пояснением того, что и почему должен усвоить студент; тематический план, отражающий объем затрат времени на изучение разделов дисциплин с указанием количества часов, отводимых на СР по разделам и темам программы; вариан­ты заданий на СР по курсу с методическими указаниями по изуче­нию разделов учебной дисциплины с пояснением того, как следу­ет самостоятельно работать над усвоением, и какие требования будут предъявлены к качеству приобретаемых знаний; контроль и самоконтроль за ходом и результатами самостоятельной работы. Программа должна быть ориентирована на достижение конеч­ной цели обучения, т. е. профессионально направлена, и содержать: обоснование изучения дисциплины, написанное в убедительной и понятной для студентов форме; четкую формулировку цели изуче­ния и задач, которые должны быть решены для достижения общей

цели; последовательность тем и разделов курса, перечень видов де­ятельности, которые должен освоить студент, выполняя задания по дисциплине; перечень знаний и умений, которыми необходимо ов­ладеть в результате изучения данной дисциплины; сроки и способы промежуточного, рубежного и итогового контроля уровня усвое­ния знаний и сформированности умений.

Учебная литература по содержанию и последовательности представления материала должна соответствовать программе. Объем, научный уровень и стиль изложения должны позволять каждому студенту самостоятельно усвоить приведенный в ней ма­териал за время, отведенное на изучение, и овладеть знаниями, ви­дами деятельности и умениями, перечисленными в программе.

Методические указания по самостоятельному изучению раз­личных разделов (тем) курса должны концентрировать внимание студентов на узловых учебных элементах содержания изучаемого раздела, показывать их значение не только для изучения данного раздела, но и всего курса в целом. В них должны быть раскрыты рациональные способы работы с изучаемым материалом, разъяс­нены требования к необходимому качеству усвоения учебного ма­териала каждого раздела (см. Приложения 3, 4).

Тематический план занятий разрабатывается на основе рабо­чей программы курса и расписаний занятий.

При разработке вариантов заданий на СР по курсу следует иметь в виду, что они должны быть составлены как задания к выполнению! самостоятельных работ различных типов. Материал должен содержать пояснения по рациональному выполнению заданий.

Методические указания по выполнению СР должны отвечать единым требованиям. Наряду с лаконичностью, четкостью, последовательностью и ясностью они должны предусматривать ликвидацию затрат времени студентов на проведение непродуктивных операций, при выполнении которых у студентов теряется осознание сущности дела. В указаниях должны быть:

§ рекомендации по определению конкретного (необходимого и достаточного) объема всей работы;

§ описание учебного материала, отсутствующего в основной литературе, рекомендации по их использованию;

§ перечень учебных пособий с указанием страниц и др., исполь­зование которых необходимо для выполнения каждого этапа са­мостоятельной работы;

§ рекомендации по оформлению самостоятельной работы.

Основное назначение методических указаний - дать возмож­ность каждому студенту перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к полной замене контроля со стороны преподава­теля самоконтролем.

Организация контроля знаний студентов является важным эта­пом в деятельности преподавателя, направленной на совершен­ствование самостоятельной работы студентов. Проблема оценки знаний студентов является предметом дискуссий. Однако боль­шинство предлагаемых критериев оценки знаний имеют общий недостаток: преподаватель выступает в роли контролера, отыски­вающего слабые места в знаниях студента. При этом преподава­тель и студент выступают как противники, а не как единомыш­ленники.

Вся система контроля должна быть связана с организацией и управлением СРС. Контролировать и оценивать желательно не столько объем воспроизводимого материала, сколько связи (ассо­циации) данного элемента знания со всеми другими, осознание места и назначения этого элемента в изучаемой системе. Прове­ряться знания должны в процессе разрешения противоречий в си­туациях, ранее студенту не встречавшихся. Но процесс развития мышления требует времени, специальных упражнений, поэтапно­сти. Поэтому контроль необходим не только на конечном этапе изучения предмета (экзамен), но и текущий, рубежный, регулиру­ющий процесс развития мышления, творческих способностей сту­дентов.

Несмотря на то, что методика организации и проведения конт­рольных процедур при самостоятельной работе специфична, она Должна базироваться на необходимости реализации ряда психологопедагогических положений, лежащих в основе построения общей системы контроля знаний в учебно-воспитательном про­цессе. Контроль за результатами СРС - это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, имеющая целью обеспечение «обратной связи» «студент - преподаватель» и выявление за счет этого правильности ее организации. Цель контроля - помочь сту­дентам методически правильно, с минимальными затратами вре­мени (с использованием средств интенсификации обучения), са­мостоятельно осваивать теоретический материал и приобретать навыки решения определенного класса задач по учебным дисцип­линам. Организуя и проводя контроль, преподавателю необходи­мо иметь в виду, что в этом случае его задачами являются:

- актуализация, проверка и оценка усвоенных студентами зна­ний в ходе или после изучения определенного учебного материала;

- создание психологической установки на усвоение нового ма­териала, закрепление усвоенного содержания;

- выявление возможностей и способностей студентов, причин их затруднений и ошибок;

- определение эффективности видов, организационных форм и средств самостоятельной работы, выделение тех из них, которые требуют коррекции.

Решение этих задач достигается за счет реализации оценоч­ной и обучающе-воспитывающей функций контроля. Оценочная функция контроля заключается в определении результата сравнения качества усвоенных знаний с требуемым; обучающе-воспитывающая в организации процесса повторения определенным образом направленной деятельности студента. Повторение организуется таким образом, чтобы осуществлялось не только механическое воспроизведение усвоенных знаний, но и активная их переработка, систематизация, образование новых, способствующих развитию мышления и памяти, ассоциативных связей, формирование нравственно-этических норм поведения.

С учетом вышеизложенного мы попытались осуществлять контроль за результатами обучения в течение семестра. В связи с этим курс разбили на отдельные блоки (модули), для каждого модуля определили конечный результат, на который необходимо ориентироваться студентам в ходе его усвоения, а также определили форму занятий, на которых этот модуль будет изучаться, а результаты - оцениваться преподавателем. Модули были построены концентрически, т. е. содержание каждого предыдущего являлось базой для рассмотрения вопросов в последующем модуле на бо­лее высоком уровне. Так, в первом модуле раскрывалась содержа­тельная сторона понятий, составляющих курс. Конечным резуль­татом изучения первого модуля было знание целей, задач курса, его предмета, содержания основных понятий. Если первый мо­дуль носил преимущественно информационный характер, то в последующих возрастал объем познавательной деятельности сту­дентов, требующий анализа изучаемого материала, выдвижения собственных суждений и их защиты.

Во втором модуле анализировались возможности развития мышления учащихся через использование различных приемов обучения, форм и средств. Изменился характер лекций, семинарс­ких занятий. Например, предлагалась тема семинарского занятия «Система контроля и оценки знаний школьников». Студент дол­жен был из пособий выбрать наиболее, на его взгляд, подходя­щую совокупность приемов контроля и оценки знаний, проанали­зировать ее достоинства и на материале конкретной темы сплани­ровать систему контроля знаний с учетом целей изучения темы, возрастных особенностей учащихся, наполняемости классов и др. Конечно, при подготовке к такому семинарскому занятию необ­ходимо было ограничиться одним - двумя источниками информа­ции. Студент ставился в условия выбора своего выступления (ка­кую систему предложить, на какой теме рассмотреть, какие конк­ретные приемы использовать), поиска необходимой литературы, ее анализа в контексте выбранного предмета рассуждения.

Кроме рекомендаций по подготовке к семинарскому занятию, нужно было определить мотив знания, который бы заставил всех студентов активно работать. И таким стимулом явилась балльная (рейтинговая) система, достаточно хорошо зарекомендовавшая себя во многих отечественных и зарубежных вузах. В ее основе ле­жит индивидуально-модульный подход к организации учебной Деятельности студентов.

Информация о содержании самостоятельной работы студен­тов, условиях и формах проведения текущего и итогового контроля отражена в «Карте самостоятельной работы студентов». «Кар­та» сугубо индивидуальна для каждого студента и ориентирует его на развитие оценочно-результативной составляющей учебной деятельности. «Карта» - одна из единиц фонда комплексных кон­трольных заданий для оценки качества подготовки будущего учи­теля. «Карта для СРС» начинается инструкцией для студента. В ней фиксируются: основные цели обучения на данном этапе; сис­тема контроля и оценки; рекомендуемая литература; тема для са­мостоятельного изучения; проверка усвоения студентами необхо­димого материала и др. В «Карте» работа каждого студента по те­оретической и практической частям курса оценивается в течение семестра преподавателем по следующим направлениям:

§ работа на лекции (задания для самостоятельной работы на лек­циях зависят от типа ее: лекция-диалог, лекция-пресс-конференция, лекция на опережающей основе, лекция-провокация, суггестивная лекция и др.);

§ регулярная работа на практическом, лабораторном занятии. Студентам предлагается анализ конкретных, нестандартных педа­гогических ситуаций и задач; составление самим педагогически проблемных ситуаций; деятельность по образцу и др.;

§ выполнение индивидуальных заданий. Данное направление может включать в себя составление студентом с последующим выступлением на семинаре реферата по любой самостоятельно выб­ранной теме курса; разработку рекомендованных преподавателем нескольких тем, которые не будут рассматриваться на лекционном и семинарском занятии; собеседование со студентом по самостоятельно найденной, прочитанной, отреферированной специальной литературе.

§ работа студентов на педагогической практике в базовых школах. Студенты проводят по данному направлению уроки, вне-1 классные воспитательные мероприятия, поощряя оригинальные и правильно реализованные идеи в решении педагогических ситуаций, встречающихся в классе.

Выполнение заданий по каждому направлению оценивается в баллах. Все баллы, набранные студентом в течение семестра, суммируются, и составляется «индивидуальный индекс знаний». Студент, набравший максимальное количество баллов, имеет право на отличную экзаменационную отметку по результатам текущей работы. При этом следует заметить, что студентам заранее в «Карте» фиксируется количество баллов, которое он может на­брать по результатам выполнения заданий каждого конкретного направления. Студент, желающий увеличить сумму баллов, берет дополнительное самостоятельное задание по какому-либо на­правлению.

Студент по данной методике работает в течение семестра доста­точно ритмично и систематически, он на каждом этапе знает свой рейтинг и может относительно объективно оценить ситуацию.

Преподавателя данная система оценки знаний переориентиру­ет от работы с группой в целом к управлению учебной работы каждого студента. Преподаватель, имеющий возможность встре­чаться с каждым студентом, может к концу семестра определить уровень его теоретико-практической подготовки.

Применение рейтинговой системы, «Карты самостоятельной ра­боты студентов» позволило изменить взаимоотношения студента и преподавателя на качественно новом уровне - с акцентом на само­стоятельную работу студентов, индивидуальные консультации и собеседования.

После завершения курса было проведено анкетирование сту­дентов по оценке ими рейтинговой системы контроля. Опроше­ны были 90 студентов 2-го курса (или 90% от числа вех студентов этого курса). Результаты анкетирования в % отражены в следую­щих данных:

Как можно заключить из анализа данных, работать в условиях регулярной, систематической оценки их знаний, умений творчес­ки решать некоторые задачи, связанные с будущей профессией, сложнее, но интереснее. Студенты осознавали большую эффек­тивность предложенной системы контроля по сравнению с тради­ционной. Поставив студентов в условия творческой работы и оце­нивая эту работу на всех этапах обучения, удалось в значительной мере активизировать познавательную деятельность студентов и не только передавать им определенный объем информации, но и обучать тем методам умственной работы, которые необходимы на современном этапе профессиональной подготовки учителей.

В настоящее время в некоторых учебных заведениях начинает действовать новая программа индивидуального обучения, направленная на то, чтобы как можно раньше выявлять среди студентов талантливых людей и стимулировать их активную твор­ческую деятельность. Программа индивидуальной подготовки студентов представляет собой новую и действительно комплексную форму научно-исследовательской работы студентов и вместе с тем может трактоваться как новый вид проблемного обучения.

Программа индивидуальной подготовки студентов (ПИПС) имеет две конкретные цели: 1) формирование в университете целостной, в принципе саморегулирующейся системы эффективной подготовки «молодых научных работников»; 2) стимулирование дополнительной состязательности в процессе обучения, в резуль­тате чего у более широкого круга студентов повысился интерес к учебе.

Первоначальный контингент участников программы формируется по итогам 6-го семестра с учетом всех результатов в учебе, научной работе за три года пребывания в институте. Отбор ведут заинтересованные кафедры с обсуждением кандидатуры в акаде­мических группах. После зачисления в программу индивидуального обучения каждый ее участник остается в своей академической группе и сохраняет перед коллективом все свои обязанности.

Индивидуальная подготовка студентов предусматривает обучение по индивидуальным графикам с предоставлением права на досрочную и экстерном сдачу экзамена и зачета; обязательное вы деление каждому студенту научного руководителя из числа опытных преподавателей; эффективное использование при подготовке специалистов всех форм и методов научной работы; обязательно составление для каждого студента индивидуального плана на текущий учебный год. Индивидуальный план студента, утвержденный на кафедре и согласованный в деканате, содержит индивидуальный график учебной работы, план учебно-исследовательской работы (УИР) с указанием ожидаемых конкретных результатов. При этом график индивидуализации учебной работы студента

 

Переход на балльную систему оценки знаний способствует:

§ более глубокой профессиональной подготовке

§ более рациональному распределению времени на усвоение изучаемой дисциплины

§ более прочному и долговременному усвоению знаний

§ уменьшению трудностей в овладении материалом

§ получению большего удовлетворения от учения

§ улучшению отношения к изучаемой дисциплине

 

строится таким образом, чтобы выполнялись все требования учебного плана по данной специальности.

Индивидуальный план органично объединяет решение задач как учебной, так и научно-практической работы студентов. До­пускается замена дисциплин или введение в них дополнительных разделов (при этом суммарная трудоемкость обязательной учеб­ной работы не должна превышать установленных нормативов). Возможна замена любых дисциплин, кроме некоторых обяза­тельных, которые оговариваются особо.

Студенты-участники программы имеют индивидуальный ре­жим выполнения и сдачи заданий, могут факультативно посещать занятия по другим дисциплинам, читаемым как в университете, где обучается студент, так и в других вузах. Перечень этих дис­циплин определяется научным руководителем студента, и они также вносятся в индивидуальный график.

Научный руководитель несет персональную ответствен­ность перед кафедрой за качество руководства УИРС. Он конт­ролирует выполнение студентом всех позиций индивидуально­го плана. При этом определяется нагрузка в часах научному ру­ководителю.

Для систематического гласного контроля за ходом индивиду­альной подготовки студентов ежегодно, в течение десяти дней после окончания весенней сессии, проводится конкурсная аттес­тация. Каждый студент готовит и читает научный доклад и представляет отчет о своей работе, учитывается мнение академичес­кой группы. Если студент не справился с заданиями индивидуального плана (а этот факт устанавливается в ходе аттестации), то он переводится на общий режим обучения. Кстати, вопрос об отзыве студента-участника программы имеет право поставить перед ка­федрой и коллектив группы.

Программа повышает требования к преподавателям, служит тестом на выявление способных инициативных студентов. У них резко усиливается мотивация обучения, они осознают, что «работают» на свое будущее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.