Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвертая стадия






Когда клиент чувствует, что к нему хорошо относятся, его понима­ют и принимают различные акспекты его переживаний, относящиеся к третьей стадии, тогда происходит постепенное ослабление действия лич­ностных конструктов. Чувства начинают течь более свободно, для них характерно движение по континууму. Можно попытаться выявить ряд особенностей этого ослабления конструктов и определить их как четвер­тую стадию процесса развития.

Клиент описывает более сильные чувства, не относящиеся к на­стоящему.

Пример: «Ну, я был действительно... это меня очень сильно задело за живое».

Чувства описываются как объекты, в настоящем.

Пример: «Меня обескураживает, когда я чувствую себя зависимым, потому что это значит, что я как бы безнадежен».


Роджерс К. [Изменения личности...] 487

Временами чувства выражаются как существующие в настоящем, иногда они прорываются почти против желания клиента.

Пример: клиент после обсуждения сна, в котором видел опасного для него свидетеля его преступлений, говорит психотерапевту: «О, хоро­шо. Я не доверяю вам».

Наблюдается тенденция ощущать чувства в ближайшем настоя­щем и вместе с тем недоверие и страх перед этой возможностью.

Пример: «Я чувствую себя связанным — тем или другим. Должно быть, это я! Ничто другое, кажется, не совершает этого. Ничто другое я не могу за это винить. Вот этот узел — где-то внутри меня... Это заставля­ет меня хотеть сойти с ума... кричать... и убегать!»

Чувства принимаются открыто, но в очень малой степени.

Два предыдущих примера показывают, что клиент достаточно при­нимает свое переживание для того, чтобы приблизиться к пугающим его чувствам. Но сознательно он принимает их в очень малой степени.

Переживание менее связано со структурой прошлого опыта, оно ме­нее отдалено от человека и изредка может проявляться с небольшой от­срочкой.

Два предыдущих примера опять хорошо иллюстрируют пережива­ния такого вида, не очень связанные с прошлым опытом.

Опыт истолковывается клиентом более свободно. Клиенты от­крывают для себя некоторые личностные конструкты; они их опреде­ленно узнают как таковые; начинают сомневаться относительно зна­чимости этих конструктов.

Пример: «Это меня забавляет. Почему? Потому что это несколько глупо с моей стороны — я чувствую себя немного напряженным из-за это­го или немного смущенным... и немного беспомощным. (Его голос смягча­ется, и он выглядит печальным.) Всю мою жизнь юмор был моим бастио­ном; может быть, и неуместна попытка постараться реалистично взглянуть на себя. Спустить занавес. Сейчас я чувствую себя несколько затруднитель­но. Где я был? Что я говорил? Я потерял свою хватку, с помощью которой себя поддерживал».

В данном случае, кажется, показаны встряхнувшие, взволновавшие клиента последствия сомнений относительно основы личностного образо­вания, в этом случае — использование юмора в качестве средства защиты.

Наблюдается все увеличивающаяся дифференциация чувств, конст­руктов, личностных смыслов, имеется тенденция поиска точного выра­жения чувств.

Пример: это качество достаточно показано в каждом из примеров к этой стадии.

Клиент с беспокойством осознает противоречия и несоответст­вия между опытом и Я.

Пример: «Я живу жизнью, недостойной меня. Мне действительно следует делать больше, чем я делаю. Сколько часов я провела... в этом


488 Тема 14. Развитие личности

положении, когда моя мама говорила: " Не отвлекайся до тех пор, пока все не доделаешь! Сделай то-то! " Это случалось много раз».

Это — и пример беспокойства в отношении противоречий, и сомне­ния в том, как истолковывался опыт.

Имеется чувство личной ответственности за проблемы, хотя в этом чувстве проявляются и колебания.

Несмотря на то, что близкие отношения еще кажутся опасными, кли­ент рискует, выражая, хотя и в малой степени, свои чувства.

Это показано в нескольких примерах, приведенных выше, особенно в том, где клиент говорит: «О, хорошо, я не доверяю вам».

Нет сомнений в том, что эта и последующая стадии составляют со­держание психотерапии, которая нам известна. Такого рода поведение часто встречается при любой форме психотерапии.

Неплохо снова напомнить самим себе, что человек никогда не на­ходится полностью на той или другой стадии процесса психотерапии. Прослушивание записей бесед заставило меня поверить в то, что чувства клиента в каждой конкретной беседе могут выражаться, например, в выс­казываниях и поведении, более типичных для третьей стадии, с частыми примерами статичности, характерной для второй стадии, или в более сво­бодно изменяющемся поведении, относящемся к четвертой стадии. Мало­вероятно, чтобы в такой беседе можно было найти примеры поведения, относящегося к шестой стадии.

Вышесказанное говорит о вариативности основной стадии процесса, на которой находится наш клиент. Если мы ограничимся какой-то опреде­ленной областью личностных смыслов, относящихся к клиенту, тогда я предположил бы определенный порядок в последовательности стадий, а именно: третья стадия редко была бы раньше второй, четвертая едва ли следовала бы за второй без промежуточной третьей. Это предположитель­ные гипотезы, которые, конечно, могут быть проверены с помощью опытов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.