Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стью Ишваре.






Обычно «ишвара» переводится как «бог». Но под богом нам следу-

ет иметь в виду не личность, а высшее духовное сознание. Оно не

физическое, не ментальное, а чисто духовное. Если последователь

по своему опыту знает, что он не способен идти через стадии веры,

энергии и т.д., тогда для достижения высшей цели он может ис-

пользовать другое средство, которым является преданность Ишва-

ре. Некоторые йоги достигают самадхи с рождения, другим прихо-

дится прилагать усилие, очень серьезное усилие и [испытывать] ве-

ликое напряжение, чтобы достичь этой цели. Существует много

последователей, которые не в состоянии прилагать требуемые уси-

лия, так как они не обладают необходимыми для этого способно-

стями. Но надежда для них все же существует. Патанджали реко-

мендует использовать сильную преданность Богу как путь дости-

жения цели, не уступающий в надежности другим.

Слово «ва» в этой сутре указывает на то, что метод, описанный

здесь, не является обязательным. Слово «пранидхана» означает

[состояние] полного, абсолютного, совершенного помещения. Все

свое осознание, свой разум, свое мышление и сознание полностью

помещаются в Ишвару.

Эта сутра по-разному объясняется разными авторами. Напри-

мер, говорится, что значение этой сутры заключается в том, что са-

мадхи можно получить путем отдачи себя на милость Богу. Или го-

ворится, что самадхи достигается с помощью фиксирования ума на

Господе. Некоторые говорят, что это осознание, которое должно

быть помещено в Бога. Но чтобы правильно понять сутру, нам не-

обходимо иметь ясную идею Бога. В разных религиях это слово ис-

пользуется по-разному. В некоторых религиях верят в личного бо-

га, другие рассматривают Его как правителя или создателя вселен-

ной. Некоторые люди считают, что Бог не существует и есть толь-

ко всемирное сознание. В этой связи мы должны заметить, что фи-

лософия йоги это ответвление санкхьи, которая является атеисти-

ческой доктриной. Подобным образом идея Бога отсутствует в

буддизме.

Это действительно удивительно, что Патанджали, который взял

свои философские идеи из санкхьи, намеренно говорит о Боге и

преданности ему. Возможно, он внес концепцию Господа в целях

духовного благоденствия человечества [в целом]. Мы должны за-

метить, что учителю йоги не следует учить, [проповедуя] атеизм,

даже если он сам атеист, потому что средний человек во всех стра-

нах мира находит великое утешение в идее Бога. Отчетливо осо-

знавая, что идея Бога не вполне подходит к атеизму санкхьи, Па-

танджали должен был внести эту идею в свою сутру, поскольку

считал, что принципиальное назначение его йоги — дать практи-

ческий путь жизни, на котором у каждого была бы возможность

иметь прогресс в духовном развитии в соответствии со своими

убеждениями, ограничениями и предположениями. Он вполне

осознавал, что духовному учителю не следует навязывать свой лич-

ный опыт тогда, когда дает наставления начинающему, и поэтому

он должен был найти возможность включения в свою философию

идеи Бога, хотя он сам мог быть атеистом.

Вообще, относительно Бога существует три концепции. Пер-

вая — концепция философов и мыслителей Индии, которые не

рассматривают Бога как нечто отличное от человека, при этом го-

воря, что атман есть Параматман. Вторая — позиция тех, кто счи-

тает, что Бог находится в сердце человека и в Его поисках никому

не нужно идти вовне. Третья — это концепция двойственности —

вера большинства людей, предполагающая существование и Бога,

и человека.

Сутра 24: Определение Ишвары

Kleshakarmavipa̱ ka̱ shayairapara̱ mris̤ tah

purus̤ avishes̤ a Ishvarah

Klesha омрачения*;

karmavipa̱ ka плоды действий;

a̱ shaya накопление следов прошлой кармы;

apara̱ mris̤ tah которого не касается;

purus̤ avishes̤ a— особый вид души;

Ishvarah — Бог.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.