Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В современной психотерапии






По мере усугубления психопатологии ее все труднее победить с по­мощью одних лишь гратификационных методов терапии. По мере разво­рачивания болезни однажды наступает такой момент, когда невротические потребности берут верх над базовыми потребностями индивидуума, и тот перестает стремиться к удовлетворению последних. После того, как не­вротик переходит некий рубеж, ему уже бессмысленно предлагать удов­летворение его базовых потребностей — он не способен принять его и ис­пользовать во благо себе. Бессмысленно предлагать невротику любовь и дружбу, он боится любви, не верит в нее, ищет в ней подвоха и потому от­вергнет ваше предложение.

Если мы имеем дело с больным, оказавшимся по другую сторону этой границы, мы обязаны вспомнить про инсайт-терапию. Никакие дру­гие методы — ни суггестивные, ни симптоматические, ни гратификацион-ные — уже не помогут нашему пациенту. В какой-то миг он оказался в иной реальности, где не действуют наши законы, где становятся бессмыс­ленными все предложенные нами выше принципы и формулировки.

Разница между профессиональной и народной психотерапией огром­на. Еще тридцать-сорок лет тому назад мы вынуждены были бы в этом месте поставить точку. Но сегодня мы не можем ограничиться одним лишь анализом механизмов народной терапии. Теперь психотерапия — уже не божий дар, психологические открытия нашего века, начиная с ре­волюционных открытий Фрейда, Адлера и других исследователей, посте­пенно преображают ее, она все более обретает черты высокотехнологич­ной науки. Сегодня для того, чтобы использовать новые техники психо­терапии, уже недостаточно просто быть хорошим человеком, теперь для этого нужно обладать специальным знанием, пройти серьезную подготов­ку, научиться правильно использовать их. Это очень изощренные техни­ки, в них нет ничего от спонтанности или интуитивности народной пси­хотерапии, в известной мере они не зависят даже от особенностей харак­тера, от вкусов и убеждений психотерапевта.


Маслоу А. [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 439

Здесь мы рассмотрим только самые важные, самые революционные из этих техник, и первое место в их ряду по праву занимает техника инсай-та. Техника инсайта помогает пациенту осознать его бессознательные же­лания, влечения, внутренние запреты и помыслы (анализ их генезиса, ха­рактера, механизмов сопротивления им и их переноса). Профессиональный терапевт, без сомнения, должен быть хорошим человеком, но благодаря вла­дению данной техникой он имеет огромное преимущество над «просто хо­рошим» человеком.

Каким же образом терапевт помогает пациенту в осознании? Мето­ды инсайт-терапии, которыми пользуются нынешние терапевты, не слиш­ком далеко ушли от методов, изобретенных Фрейдом. Метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и обыденных действий — вот основ­ные пути, которыми терапевт ведет пациента к инсайту1. В распоряже­нии терапевта имеются и другие средства, но они не столь эффективны, как перечисленные выше. Относительно методов релаксации и различных техник диссоциации можно сказать, что хотя от них и не приходится ожи­дать столь же радикального эффекта, как от традиционных фрейдовских техник, все же в некоторых случаях они могут оказаться полезными, и потому на них следует обратить более пристальное внимание.

Владению этими техниками может научиться всякий, кто обладает достаточным умом и готов пройти соответствующий курс обучения в ин­ституте психиатрии или психоанализа или на курсах клинической пси­хологии. Но нет ничего удивительного в том, что разные психотерапевты применяют их с разной степенью эффективности. Судя по всему, очень мно­гое в данном случае зависит от интуиции инсайт-терапевтов. Кроме того, кажется очевидным, что существенное влияние на эффективность психоте­рапии оказывает здоровье личности психотерапевта, недаром все институ­ты психоанализа предъявляют к своим слушателям особые требования личностного плана.

Величайшая заслуга Фрейда заключается еще и в том, что он пер­вым заговорил о необходимости познания терапевтом самого себя, осоз­нания своих собственных бессознательных желаний и запретов. Но не­обходимость такого рода осознания признается в полной мере только психоаналитиками, представители других психотерапевтических школ обращают мало внимания на эту сторону дела, не отдавая себе отчет в том, что тем самым они загоняют себя в тупик. Я уже не раз говорил о том, что любое средство, которое помогает терапевту стать более здоровой личностью, одновременно помогает ему стать лучшим терапевтом. И в

1 Различные виды групповой психотерапии также основываются главным образом на фрейдовской теории и фрейдовских методах, однако, в их репертуаре техник есть и несколько нововведений, таких, как: 1) разнообразные техники рационального воздействия на пациента, прямой подачи пациенту необходимой информации; 2) техники осознания проблемы в про­цессе обсуждения сходных проблем других пациентов в группе. Сказанное лишь в очень малой степени можно распространить на методы поведенческой терапии.


440 Тема 14. Развитие личности

данном случае психоанализ или любая другая глубинная терапия может оказать терапевту совершенно реальную помощь. Если даже в результа­те проведенного курса психоанализа терапевт и не станет абсолютно здо­ровым человеком, он, по крайней мере, осознает, что именно представля­ет для него угрозу, где находятся корни его глубинных конфликтов и фрустраций. Он получит возможность предвидеть неблагоприятные по­следствия собственных нерешенных проблем, а значит, не станет перено­сить их на пациента. Помня о них, он сможет оставить их при себе.

Мы уже говорили о том, что еще не так давно личность психотера­певта имела гораздо большее значение, чем его знания и умения. Но сей­час по мере усложнения психотерапии все большее значение приобретает профессионализм. Если мы проследим, как изменялись представления о хорошем психотерапевте в последние два десятилетия, то обнаружим, что такие факторы, как личность или характер терапевта, постепенно утра­чивали свою значимость, тогда как знания, подготовка, владение тех­никами терапии становились все более и более важными; можно со всей уверенностью предсказать, что такая динамика сохранится и в будущем, что в конце концов психотерапия превратится в высокотехничную об­ласть человеческого знания. В предыдущем разделе я воздал хвалу «на­родной» психотерапии. Я не отказываюсь от своих слов и сейчас. Еще не так давно она была единственным орудием психотерапевтического воздействия, и она по-прежнему необходима для здоровья общества и эта необходимость не отпадет никогда. Но в наше время человеку уже ни к чему подбрасывать монету, решая, пойти за советом к духовнику или обратиться к психоаналитику. Хороший психотерапевт оставил далеко позади всех других целителей человеческих душ.

Можно надеяться, что в будущем, особенно если общество станет лучше, люди не будут обращаться к терапевту за любовью, поддержкой и уважением, сама жизнь станет для них источником удовлетворения этих потребностей. Профессиональная же психотерапия будет врачевать более сложные недуги, которые не могут быть устранены с помощью простой гратификационной терапии.

Это может показаться парадоксальным, но предыдущие теоретичес­кие рассуждения приводят нас и к совершенно противоположному выво­ду. Если, как мы говорили, благотворному воздействию психотерапии в большей мере подвержены относительно здоровые люди, то очевидно, что в целях экономии времени профессиональная психотерапия будет иметь дело главным образом с этими людьми. Ведь лучше помочь в совершен­ствовании десятку людей за год, чем потратить весь год на одного, осо­бенно если эти десять человек сами по роду своих занятий оказывают влияние на людей (врачи, учителя, социальные работники и т.п.). Зачат­ки этой тенденции обнаруживаются уже сейчас. Любой опытный психо­аналитик или экзистенциальный аналитик склонен гораздо больше вре­мени тратить на анализ, обучение и подготовку своих молодых коллег,


Маслоу А. [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 441

нежели непосредственно на излечение больных. Все больше набирает силу практика психотерапевтической подготовки медицинских и социальных работников, психологов, воспитателей, учителей.

Завершая анализ инсайт-терапии, необходимо, на мой взгляд, снять противоречие, на первый взгляд разделяющее инсайт и удовлетворение потребностей. Инсайт может быть чисто когнитивным, сугубо рационали­стическим (холодное, бесчувственное осознание), но совсем другое дело — инсайт организмический, или совершенный инсайт, о котором говори­ли некоторые последователи Фрейда. Часто оказывается, что само по себе знание о симптомах, даже если оно подкреплено пониманием их генези­са и динамической роли в психической организации индивидуума, не оказывает должного терапевтического воздействия. Инсайт почти беспо­лезен, если он не сопровождается эмоциональным переживанием, чув­ственным проживанием опыта, катарсисом. Совершенный инсайт — это не только когнитивный опыт, в нем обязательно присутствует эмоцио­нальный компонент.

Возможно и несколько иное, более тонкое понимание инсайта, со­гласно которому инсайт может нести в себе конативное, гратификацион-ное или фрустрирующее начало. В результате инсайта у человека неред­ко возникает чувство, что он любим, опекаем, или, наоборот, презираем и отвергнут. Эмоцию, о которой в данном случае говорит аналитик, можно рассматривать как реакцию индивидуума на осознание им того или ино­го факта. Например, пациент, вспомнив все двадцать лет, которые он про­жил вместе с отцом, заново прочувствовав этот опыт, неожиданно осозна­ет, что отец, несмотря на все существовавшие между ними разногласия, на самом деле любил и уважал его; или же, пережив некое потрясение, человек вдруг осознает, что ненавидит свою мать, хотя всегда считал, что любит ее.

Этот емкий опыт, вмещающий в себя и когнитивный, и эмоциональ­ный, и конативный компоненты, можно назвать организмическим инсай-том. Даже если мы возьмемся исследовать чисто эмоциональное пережи­вание, мы неизбежно столкнемся с необходимостью расширения понятия «эмоция», мы исподволь включим в него конативные элементы, и в ко­нечном итоге наши рассуждения будут касаться целостного, организ-мического, эмоционального опыта. То же самое можно сказать и от­носительно конативного опыта — любой акт волеизъявления следует рассматривать как реакцию всего организма. И наконец, мы сделаем последний логичный шаг в направлении к холистичному пониманию фе­номена инсайта, если осознаем, что не существует объективных различий между организмическим инсайтом, организмической эмоцией и орга­низмическим волеизъявлением, что само существование отдельных, само­стоятельных терминов, толкующих одно и то же явление, вызвано фак­торами субъективного порядка. Здесь, как и прежде, мы имеем дело с ар­тефактами атомистического подхода к исследуемой проблеме.


442 Тема 14. Развитие личности

Аутотерапия и когнитивная терапия

Одним из косвенных следствий представленной выше теории долж­но стать переосмысление наших представлений о самолечении, или об ауто-терапии. Аутотерапия таит в себе огромные возможности, но в то же самое время содержит и ряд существенных ограничений, еще не вполне осознан­ных нами. Если каждый человек поймет, чего ему не хватает, каковы его фундаментальные желания, если он научится распознавать симптомы, ука­зывающие на неудовлетворенность его желаний, он получит возможность сознательного восполнения этой неудовлетворенности. Можно смело зая­вить, что очень многие разновидности умеренной психопатологии, столь распространенной в нашем обществе, должны отступить перед аутотера-пией. Те самые безопасность, любовь, чувство принадлежности, уважение, которые дает нам общение с людьми, могут стать панацеей в случае ситуа­ционных психологических расстройств, они способны сгладить некоторые, пусть даже не очень серьезные, характерологические нарушения. Стоит только человеку осознать, сколь важное значение имеет для его психологи­ческого здоровья удовлетворение потребностей в любви, уважении, самоува­жении и т.п., и его стремление к их удовлетворению приобретет сознатель­ный характер. Ясно, что сознательный поиск эффективнее бессознательных попыток восполнения дефицита.

Однако, показывая людям широкие возможности аутотерапии, давая им надежду на легкое и быстрое исцеление от многих психологических недугов, мы обязаны сказать и о естественных ограничениях аутотерапии. Далеко зашедшие характерологические нарушения и экзистенциальные неврозы невозможно победить с помощью одной только гратификационной терапии или аутотерапии, эти расстройства остаются под неоспоримой юрисдикцией профессиональной психотерапии. В тяжелых случаях не уда­стся обойтись без использования специальной техники, инсайта — техни­ки, достойной замены которой в настоящее время не существует и которая доступна только профессионалам. В случае серьезного психологического недуга бессмысленно рассчитывать на помощь доброго соседа или мудрой бабушки — они утешат его, дадут здравый совет, но не избавят от недуга. В этом и состоит существеннейшее ограничение аутотерапии1.

1 Уже после того как я написал эти строки, вышли в свет две интересные книги, посвященные проблеме самоанализа. Одна из них принадлежит перу Хорни <...>, а дру­гая — Фарроу <...>. Оба автора пишут о том, что человек может сам, посредством соб­ственных усилий приблизиться к прозрению, даже к своего рода инсайту, достижимому обычно только с помощью профессионального психоаналитика. Большинство аналитиков не отрицают такой возможности, однако считают ее маловероятной, поскольку достиже­ние инсайта требует от человека огромного желания, колоссального труда, мужества и терпения. Примерно та же самая мысль звучит во многих трудах, посвященных проблеме личностного роста <...>. Несомненно, желание, настойчивость и терпение являются важ­нейшими факторами личностного роста, но редкий человек способен пройти этот путь без помощи профессионала, «наставника», учителя, гуру.


Маслоу А. [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 443

Групповая психотерапия и группы личностного роста

Новая концепция психотерапии придает особое значение групповой терапии во всех ее разновидностях. Мы неоднократно подчеркивали меж­личностный характер феномена психотерапии и личностного роста, а по­тому теперь обязаны априорно признать, что психотерапевту следует стре­миться к тому, чтобы расширить пространство психотерапевтических от­ношений, охватывая благотворным влиянием психотерапии как можно более широкий круг людей. Если мы говорим о том, что традиционная психотерапия — это модель идеальных отношений между двумя людьми, то групповую психотерапию в таком случае можно счесть моделью иде­ального общества, состоящего из десяти человек. Основанием для возник­новения и побудительной причиной для первоначального развития груп­повой психотерапии были чисто экономические соображения, такие как экономия средств и времени, вовлечение в психотерапевтические отноше­ния широкого круга пациентов и т.п. Но имеющиеся сегодня в нашем распоряжении эмпирические данные показывают, что групповая терапия способна сделать то, что не под силу индивидуальной психотерапии. Мы уже знаем, что в группе пациент гораздо быстрее освобождается от чув­ства собственной уникальности, вины, греховности и изоляции, он отказы­вается от них, глядя на других людей, таких же, как он, сделанных из того же теста, подверженных тем же желаниям и влечениям, терзаемых теми же конфликтами и разочарованиями. Именно это осознание смягчает пси­хопатогенный эффект скрытых влечений и внутренних конфликтов.

Есть еще одно соображение, заставляющее нас продолжать поиск именно в этом направлении. В процессе индивидуальной психотерапии пациент обретает способность устанавливать хорошие человеческие отно­шения с одним человеком — с терапевтом, и терапевту остается только надеяться, что пациент сумеет реализовать обретенную способность и в от­ношениях с другими людьми. Чаще всего надежды терапевта сбываются, но, к сожалению, не всегда. При групповой психотерапии пациент не толь­ко обретает навык хороших межличностных отношений, но и тренирует этот навык в процессе общения с целой группой людей под наблюдением психотерапевта. Эффективность групповой психотерапевтической работы пусть и не ошеломляет, но все-таки вселяет в нас оптимизм.

Этот оптимизм, подкрепленный теоретическими соображениями, за­ставляет нас всемерно стимулировать, поощрять и развивать это новое на­правление психотерапии. Групповая психотерапия не только пополняет арсенал психотерапевтических средств, она дает новый толчок развитию общей психологии и социальной теории.

Все сказанное выше относится и к группам встреч, и к группам тре­нинга сенситивности, и ко всем прочим разновидностям психотерапев­тических групп, вроде «групп личностного роста» или «семинаров по эмо-


444 Тема 14. Развитие личности

циональному развитию». Несмотря на различия в процедуре терапевти­ческого воздействия все эти группы преследуют одни и те же конечные цели, цели, к которым устремлена и традиционная психотерапия. Я имею в виду самоактуализацию человека, его «дочеловечивание», реа­лизацию человеком присущих ему общевидовых и индивидуальных воз­можностей.

Группа под руководством знающего и умелого специалиста может творить настоящие чудеса. Но сегодня мы можем с полной увереннос­тью заявить, что если группу, тренинг или семинар ведет некомпетентный человек, то он может оказаться бесполезным, если не вредным. Это заяв­ление достаточно банально — то же самое можно сказать о хирургии и о любой другой сфере профессиональной деятельности. К сожалению, пока мы не можем вооружить обычного человека, потенциального кли­ента психотерапевтической группы инструкцией или памяткой, которая помогала бы ему отличить компетентного терапевта (хирурга, дантиста, наставника, учителя) от некомпетентного.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.