Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия изменения человека и черты нового человека






Если верна предпосылка, что от психологической и экономической катастрофы нас может спасти только коренное изменение характера чело­века, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, то встает следующий вопрос: возможно ли вообще массовое изменение человеческого характера, а если возможно, то каким образом оно может произойти?

Я полагаю, что характер человека может измениться при следую­щих условиях:

1. Мы страдаем и осознаем это.

2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания.

3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к освобождению от
этих страданий.

4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы дол­
жны следовать определенным нормам и изменить существующий образ
жизни.

Эти четыре пункта соответствуют четырем благородным истинам, составляющим суть учения Будды и касающимся общих условий челове­ческого существования, а не каких-то конкретных случаев неблагополучия, являющихся следствием конкретных индивидуальных или социальных обстоятельств.

Тот же самый принцип изменения человека, который характерен для буддизма, лежит и в основе марксова представления о спасении. Чтобы по­нять это, необходимо иметь в виду, что для Маркса, как он сам говорил, ком­мунизм был не конечной целью, а лишь определенной ступенью историчес­кого развития общества, призванной освободить людей от тех социально-эко-

Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 174-178, 268-293.


Фромм Э. [Цель психоанализа] 395

номических и политических условии, при которых они теряют человеческий облик и становятся рабами вещей, машин и собственной алчности.

Первый шаг, предпринятый Марксом, должен был показать рабоче­му классу — самому отчужденному и несчастному классу в то время, — что он страдает. Маркс стремился разрушить иллюзии, мешавшие рабо­чим осознать всю глубину их бедственного положения. Второй его шаг должен был показать причины их страданий, которые, как он подчерки­вал, коренятся в природе капитализма и в таких свойствах характера, порождаемых капиталистической системой, как алчность, корыстолюбие и зависимость. Этот анализ причин страданий рабочих (и не только ра­бочих) послужил главным импульсом для работы Маркса — анализа ка­питалистической экономики.

Третий его шаг должен был показать, что от этих страданий можно избавиться, лишь уничтожив порождающие их условия, и, наконец, четвер­тый его шаг — открытие нового образа жизни, новой социальной системы, которая могла бы освободить человека от страданий, неминуемо порождае­мых прежней капиталистической системой.

Такова же, в сущности, и фрейдовская схема лечения больных. Па­циенты обращались к Фрейду потому, что они страдали и осознавали, что страдали. Но, как правило, они не осознавали, от чего они страдали. И обычно первая задача психоаналитика состоит в том, чтобы помочь па­циенту расстаться с иллюзиями, мешающими ему понять, в чем суть его страданий, и осознать реальные причины его заболевания. Диагноз при­роды индивидуальной или социальной болезни — это, по существу, воп­рос ее интерпретации, а различные интерпретаторы могут отличаться друг от друга в своих подходах. Однако, как правило, при определении диагноза следует меньше всего полагаться на субъективные представле­ния пациента о причине его страданий. Суть психоаналитического про­цесса лечения — помочь пациенту осознать действительные причины его болезни.

Зная эти причины, пациенты могут сделать следующий шаг, а имен­но понять, что их болезнь излечима, если будут устранены порождающие ее причины. По Фрейду, это означает восстановить подавленные воспоми­нания пациента об определенных событиях, имевших место в детстве. Тра­диционный психоанализ, однако, не считает четвертый этап обязательным. Многие психоаналитики, по-видимому, полагают, что одно уже осознание того, что подавлялось, дает терапевтический эффект. Часто так и происхо­дит, особенно в тех случаях, когда пациент страдает от строго определенных симптомов, как, например, в случае истерии или навязчивых состояний. Однако я не верю в возможность достичь длительного положительного эф­фекта у тех пациентов, страдания которых не ограничиваются столь опре­деленными симптомами и которым необходимо изменить свой характер; этот эффект не будет иметь места, пока они не изменят свой образ жизни в соответствии с теми изменениями характера, которых они хотят до-


396 Тема 14. Развитие личности

стичъ. Можно например, анализировать зависимость того или иного инди­вида вплоть до второго пришествия, но все эти попытки будут безуспешны­ми, если не изменится сама жизненная ситуация, в которой оказался паци­ент до того, как ему открылись причины этой зависимости. Вот вам один простой пример: женщина, причины страдания которой лежат в ее зависи­мости от отца — даже если она и осознала глубинные причины этой зави­симости, — не выздоровеет до тех пор, пока реально не изменит свою жизнь, скажем, не разъедется со своим отцом, не откажется от его помощи, не ре­шится на риск и неудобства, которые неизбежны при такого рода практи­ческих попытках обрести независимость. Само по себе осознание причин заболевания без практических шагов к изменению жизненной ситуации остается неэффективным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.