Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сампраджнята йога устанавливает соединение соответственно с






избирательностью, рассуждением _______________, блаженством и чувством лично-

Сти.

Самадхи есть цель йоги. Это ее позитивный аспект. Негативный

аспект реализуется как читта вритти ниродха. Самадхи — очень

важная тема, и, тем не менее, в этом вопросе существует множест-

во заблуждений. Можно определить самадхи, указав, что это со-

стояние, которое последователь достигает в точке сознания, ли-

шенного своей сути. За пределами этого состояния не остается ни-

какого сознания. Самадхи достигается на самом глубоком уровне

осознания, где не функционирует даже чувство индивидуальности.

Древние авторы описывали самадхи как более высокое состояние

сознания, где не функционируют ментальные тела. В этом состоя-

нии [оно] проявляется только [как] средство выражения атмана.

Здесь для постижения не требуется какого-либо содержания или

базиса.

Самадхи начинается только после того, как сознание станет

свободным от физической сферы. Линия границы чувственного

мира или майи заканчивается там, где начинается чистое менталь-

ное сознание. Если вы в состоянии исключить физическое ощуще-

ние, а также праническое осознание, но оставаться сознательным

к ментальному состоянию, это есть начало самадхи. Это самадхи

начинается, когда сознание уже погрузилось в маномайю кошу —

ментальное тело, где нет и следа физического или пранического

сознания. Здесь уместно упомянуть о трех сферах ума, называемых

маномайя коша, вигьянамайя коша и анандамайя коша. Атман

тоньше и чище всех [этих сфер]. Атман не есть сфера [проявле-

ния], это чистое сознание. Всего существует пять сфер сознания.

Три из них мы уже упомянули. Две другие — это анамайя коша,

или плотное тело, и пранамайя коша — [праническое], более тон-

кое тело, чем анамайя коша. Маномайя, вигьянамайя и ананда-

майя следуют далее в порядке возрастания тонкости коши. Анан-

дамайя коша есть тончайшая сфера сознания, в которой нет ниче-

го кроме блаженства. Нет никакого физического содержания. За

пределами этих пяти сфер сознания есть конечное сознание, изве-

стное как пуруша. Самадхи достигается тогда, когда сознание идет

глубже в более тонкие состояния и выходит за пределы сферы объ-

ектов, побуждений, мыслей, инстинктов и, в конце концов, дости-

гает границы сферы проявления сознания. В этом процессе созна-

ние освобождает само себя от физической, пранической и других

сфер. Все пять сфер находятся в переплетении с пракрити, но ког-

да сознание достигает анандамайя коши, оно становится свобод-

ным от уз пракрити.

Весь ряд самадхи классифицируется на две категории, называе-

мые сабиджа — с семенем и нирбиджа — без семени. Сабиджа —

это более низкое состояние, а нирбиджа — более тонкое. В сабид-

жа имеется основа — содержание, центр или символ. В сабиджа са-

мадхи ум фиксируется на некотором символе, грубом или тонком.

В уме присутствует пратьяя, то есть содержание символа. Для фик-

сирования ума начинающий должен использовать определенное

основание. Существует четыре вида оснований, которым соответ-

ствуют четыре вида самадхи. Понятие пратьяи чрезвычайно важно

для понимания состояния самадхи. По поводу [роли] пратьяи в

мире существует великое заблуждение. Некоторые люди считают,

что [поддерживающие сознание] «идолы» необходимы, другие вы-

сказываются против них, но обе эти точки зрения частичны и не-

совершенны. В философии йоги говорится, что пратьяя зависит от

трех гун, и соответственно существуют саттвическая, раджастиче-

ская и тамастическая пратьяя. Таким образом, самадхи — это осо-

бый ряд, в котором духовный последователь начинает с минималь-

но [необходимой] пратьяи, минимальной опоры ума в виде объек-

тов. Постепенно он идет глубже и глубже, и наступает время, ког-

да он отбрасывает пратьяю. Даже последнее основание для созна-

ния, необходимое чтобы опираться и пребывать на нем, отбрасы-

вается, и ум становится свободным от пратьяи. В начале для меди-

тации в качестве пратьяи используется джапа мантра или рупа

(форма). Но даже она отбрасывается. Таким образом, в качестве

пратьяи можно использовать чакру или лотос, звук, мудру прана-

яму, запах, ощущение в муладхаре, свет в бхрумадхье или [образ]

своего гуру. Но когда, в конце концов, пратьяя отбрасывается

прочь посредством процесса утончения сознания, достигается со-

стояние самадхи.

Сутра 18: Определение асампраджнята самадхи

Vira̱ mapratyaya̱ bhya̱ sapu̱ rvah samskara̱ shes̤ anyah

Vira̱ ma — останавливание;

pratyaya — содержание ума;

abhya̱ sa — продолжаемая практика;

pu̱ rvah проходящий перед;

samska̱ rashes̤ a — в котором остаются только следы;

anyah — другое самадхи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.