Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дыхание






Дыхание выполняет физиологическую функцию — обеспечива­ет жизнедеятельность, организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базовой речи. Речевое дыхание называется фона­ционным(от греческого phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию,, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

Кратко изложим основные положения техники дыхания. Раз­личают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опу­скающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это сла­бое, поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких.

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма мало­подвижна, поэтому выдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки, вследствие сокращения диа­фрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыха­тельных мышц, но очень незначительное).

Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет из­менения объема в продольном и поперечном направлениях вслед­ствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правиль­ным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Рассмотрим " механизм диафрагмально-реберного дыхания; Диа­фрагма, сокращаясь, опускается вниз, давит на внутренние орга­ны, находящиеся в брюшной полости. В результате этого выпячи­вается верхняя часть живота, грудная полость расширяется в вертикальном направлении за счет опустившейся диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом.

Расширение грудной клетки происходит при вдохе вследствие активной работы межреберных мышц, раздвигающих грудную клетку и увеличивающих объем грудной полости в горизонталь­ном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и наполняются воздухом.

Подтягивание нижних стенок живота (косых мышц) служит созданию опоры для диафрагмы и частичному перемещению воз­духа из средней и нижней частей легких в верхнюю, что спо­собствует заполнению воздухом всего объема легких.

Как совершается выдох? Диафрагма, расслабляясь, поднима­ется, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, уменьшая поперечный объем, грудной клетки. Общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и воздух выходит наружу.

В чем отличие фонационного дыхания от обычного?

Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного фи­зиологического дыхания — вдох, выдох, пауза.

Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха. У экономного его расходования и своевременного его возобновления. В рече­вом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания, после короткого вдоха — пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и го­лоса, их развития и усовершенствования. Существуют специаль­ные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюш­ные и межреберные мышцы. Например:

Лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почув­ствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевель­нулись мышцы брюшного пресса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать то же самое стоя. При этом необходи­мо следить, чтобы воздух оставался в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо все вре­мя направлять книзу.

Практические занятия, представленные в данном пособии, и в основном самостоятельная работа смогут усовершенствовать си­стему дыхания каждого учителя.

 

ГОЛОС

Среди учителей встречаются люди, у которых голос постав­лен самой природой, но эти случаи нечасты.

Да и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным.

Голосовой аппарат, состоит из трех отделов: генераторного, энергетического, резонаторного.

Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях и затворах в полости рта, что обеспечивает дифференцировку зву­ков на тональные и шумовые.

Резонаторная система — глотка, носоглотка, полость рта обеспечивает статику и динамику речи.

Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха и его количество, подаваемого к органам фонации и необходимого для возникнове­ния звука.

Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воз­духа через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук —голос. Каковы особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от актив­ности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса — полетность. Этим тер­мином специалисты Определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность голоса прежде всего касается его изменений по вы­соте. Высота — тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя в обычной речи мы обходимся тремя — пятью нотами. Диапазон — объем голоса. Границы его определяются самым вы­соким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведёт к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет вос­приятие, усыпляет.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр —окраска звука, яркость, а также его мяг­кость, теплота индивидуальность. В звучании голоса всегда при­сутствует основной тон и ряд обертонов, т. е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Исходный тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов. Различают два главных типа резонаторов: верхний (головной) и нижний (грудной).

Трахея и большие бронхи — грудной резонатор. Черепная коробка, полости носа и рта—головной резонатор. Резонаторные ощущения в груд­ной клетке (а их можно обнаружить, если приложить руку к груди) и особенно в области головного резонатора помогают ор­ганизовать работу голосовых связок таким образом, чтобы ис­ходный тембр голоса, рождающийся в гортани, имел в себе те обертона, которые вызовут резонанс в головном и грудном резонаторах.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упраж­нениями. Воспитание голоса — процесс индивидуальный и трудо­емкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в определенные места резони­рования) может повлиять на изменение его тембра., снять непри­ятные оттенки (гнусавость, визгливость), снизить общий тон. «..Экспериментально доказано, что низкие голоса (по сравнению с высокими) лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют. Систему упражнений для воспитания речевого голоса можно найти в работах 3. В. Савковой и В. П. Чихачева о голосе лектора, в пособии для театральных вузов.

Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40, 2%.^Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голо­совая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа. (См.: Василенко Ю. С. О голосе педагога//Сов. педагоги­ка.— 1972.— № 7.— С. 89.)

Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50% рабочего времени педагог говорит, причем во время урока громче обычного. Повышение ин­тенсивности голоса связано с необходимостью перекрывать шум класса, который в среднем составляет 55—72 децибела, а интен­сивность здорового голоса находится в пределах 65—74 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствия, произнесенных после выдоха на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыха­тельной опоры. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, вды­хает ртом неувлажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катарам.

Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2—3 ч избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее).

При составлении расписания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течение 3—4 ч работы и исчезает через 1 ч полного голосового покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Учитель с большим стажем устает быстрее — через 2—3 ч — и отдыхает дольше — до 2 ч.

Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слиш­ком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные на­питки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки поло­сти рта, глотки. Для избежания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать горло раствором соды и йода. Полезны и следующие советы:

монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем более выразительна речь, тем она здоровее; вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной;

нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой рабо­ты, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, ста­новится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.