Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пантомимика






Пантомимика—это движение тела, рук, ног. Она помогает вы­делить главное, рисует образ. Посмотрим на учителя, вдохновен­но объясняющего урок. Как органически слиты у него движения головы, шеи, рук, всего корпуса!

Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает вну­треннее достоинство личности. Прямая походка, собранность го­ворят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять пе­ред учащимися на уроке (ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперед). Все движения и позы должны при­влекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круг­лые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описатель­ные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее нужны, но встречаются часто. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», Мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.

Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не сле­дуют за ней.

Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, спе­циальные приемы: представить себя стоящим на цыпочках, по­стоять у стены и пр.; очень важен самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, глазами детей в первую очередь.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить ди­станцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание ауди­тории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слуша­телям.

 

МИМИКА

Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настрое­ния, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздейст­вие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную зна­чимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, на­строение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скры­вать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспита­тельных задач.

Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно выра­жать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в де­сятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе че­ловека. Выразительные детали мимики — брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые — сосредоточенность, непо­движные— спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении — восторг.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые гла­за— зеркало пустой души» (К. С. Станиславский). Учителю сле­дует внимательно изучить возможности своего лица, умение поль­зоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмер­ной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также и безжизненной статичности («каменное» лицо).

Для развития ориентировки в осознании собственного поведе­ния и поведения учащихся полезно знакомство с эталонами, пред­ставленными в работах психологов'. Вот, например, эталон пове­дения в состоянии радости: улыбка, глаза сияют, чрезмерно жестикулирует, многословен, желание помочь другому. Эталон поведения в состоянии страха: глаза расширены, поза застывшая, брови приподняты, голос дрожит, лицо искажено, взгляд бегаю­щий, движения резкие, тело дрожит.

/Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая ви­зуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, по­толку. Визуальный контакт является техникой, которую необходи­мо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.