Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление эмоциональным состоянием






Публичный характер общения начинающего педагога с клас­сом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под присталь­ным взглядом учителей, детей, родителей, т. е. действие «на ви­ду», отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии (ноги деревенеют, руки, как палки), психическом состоянии (страшно быть смеш­ным, казаться неумелым). Все это требует знания и умения осу­ществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Способность к саморегуляции можно проверить, используя следующий тест.

Ответьте словами «да» или «нет» на вопросы, касающиеся са­мочувствия и настроения:

Вы всегда спокойны и выдержанны?

Ваше настроение, как правило, мажорное?

Во время занятия в аудитории и дома вы всегда внимательны и сосредоточены?

Вы умеете управлять своими эмоциями?

Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с това­рищами и близкими?

Вы легко усваиваете изученный материал?

У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы изба­виться?

Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации Вы вели себя не лучшим образом?

Посчитайте количество «да» и «нет» и сделайте вывод. Если все ответы положительные, то это свидетельствует либо о спо­койствии, отсутствии тревог, умении управлять собой, либо о за вышенной самооценке; если ответы отрицательные на все или некоторые вопросы, то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой, самокритичности. Смешанные ответы (и «да» и «нет») указывают на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг самовоспитания. Следующие шаги можно сде­лать, если осознать способы саморегуляции и овладеть ее мето­дикой. Среди важнейших способов саморегуляции можно выде­лить следующие:

воспитание доброжелательности и оптимизма;

контроль своего поведения (регуляция мышечного напряже­ния, темпа движений, речи, дыхания);

разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, биб­лиотерапия, юмор, имитационная игра);

самовнушение.

Следует также осмыслить полезные советы В. А. Сухомлинского о воспитании душевного равновесия: не допускать прорас­тания угрюмости, преувеличения чужих пороков; обращаться к юмору; быть оптимистом, доброжелательным. Условия для разви­тия этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли сво­ей профессии, развитое чувство долга, педагогическая зоркость, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке. Все эти приемы психофизической само­регуляции связаны с формированием направленности личности в целом, ее установок, ценностных ориентации, так как без изме­нений в этой сфере все последующие приемы будут малоэф­фективны.

Следующая группа способов основана на контроле за дея­тельностью организма. Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние проявления, так как эле­ментарный контроль за соматическими и вегетативными прояв­лениями эмоций ведет к их самокоррекции. На что можно на­править контроль? На тонус мимической, скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание и т. п.

Молодому учителю, готовящемуся к предстоящему уроку и ощущающему состояние неуверенности, страха перед детьми, же­лательно провести сеанс релаксации, добиваясь физического и психического расслабления. Аутогенная тренировка (психическая саморегуляция)—своеобразная психофизическая гимнастика — должна стать частью «педагогического туалета» учителя наряду с дыхательной и артикуляционной зарядками. Психическая само­регуляция включает релаксацию (состояние расслабления) и са­мовнушение формул с целью формирования профессионально не­обходимых качеств. Для этого в «позе кучера» с помощью спе­циальных формул нужно вызвать ощущения тяжести и тепла в конечностях, мышечного расслабления, покоя. Затем, внушая се­бе заданное состояние и воображая соответствующие установки, полезно произнести следующие формулы такого характера:

«Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уро­ку. Урок интересный. Ребят всех знаю и вижу. Я хорошо проведу урок. Детям интересно со мной. Я уверен, полон сил. Я хорошо владею собой. Настроение бодрое, хорошее. Учить интересно. Ученики уважают меня, слушают и выполняют мои требования. Мне нравится работать на уроке. Я—учитель».

Подготовка к уроку, вообще к общению с детьми требует от учителя, особенно молодого, психологической настройки на урок, чему способствует поиск притягательного ядра в материале и методике урока, предвосхищение удовлетворенности от предстоя­щего общения с классом, поиск соответствующего эмоционального состояния при изучении данной темы.

Однако не следует разочаровываться от неудач на первом же занятии. Здесь нужна систематическая работа, тренинг психофи­зического аппарата, который постепенно станет послушным ору­дием в педагогической деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.