Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. 1. Общая характеристика мышления






Познание объективной действительности начинается с ощуще­ний и восприятий, но не заканчивается ими. От ощущений и вос­приятий познание переходит к мышлению, которое выходит за рамки чувственно данного и расширяет границы нашего познания.

Мышление — процесс сознательного отражения действительно­сти в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувствен­ному восприятию объекты (А. Н. Леонтьев).

Мышление — неразрывно связанный с речью социально обу­словленный психический процесс самостоятельного искания и от­крытия существенно нового, т. е. опосредствованного и обобщен­ного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувствен­ного познания и далеко выходящий за ее пределы (А. В: Брушлинский).

В развитых своих формах «мышление постольку процесс отра­жения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и.. смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельст­вах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения» (Психологиче­ский словарь.— М., 1983).

Суммируя основные моменты в этих определениях, можно сказать, что мышление

это психический процесс, который является обобщенным и опо­средствованным отражением общего и существенного в дейст­вительности;

как и остальные психические процессы, оно выполняет регу­лирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ дея­тельности;

как и остальные психические процессы, оно является свойст­вом сложной функциональной системы, складывающейся в моз­гу человека (т. е. высокоорганизованной материи);

мышление — это процесс социально обусловленный. Социальное происхождение имеют не только приемы и операции мышления. Мышление невозможно без знаний, добытых в ходе человеческой истории. Социальны и цели мыслительной деятель­ности человека;

мышление—это опосредствованное отражение. Как от­мечал еще Гегель, «разум столь же хитер, сколь могуществен. Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, кото­рая, позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществля­ет лишь свою собственную цель».

Таким образом, мышление, имея общие характеристики о другими психическими процессами, имеет свои специфические особенности.

Функции мышления достаточно многообразны. Если говорить о тех функциях мышления, которые реализуются в учебном про­цессе, то можно ограничиться выделением четырех основных.

1. Понимание. Оно представляет собой раскрытие суще­ственного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо, достигаемое на основе связыва­ния понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта.

Человеческое мышление стремится отразить изучаемые объекты или явления прежде всего путем соотнесения их с более широким кругом явлений, включая их в систему уже изученных законо­мерностей, связей и отношений действительности {М. С. Роговин). «Понять явление — значит выяснить его место и роль в той кон­кретной системе воздействующих явлений, внутри которой оно с необходимостью осуществляется, и выяснить как раз те особен­ности, благодаря которым это явление только и может играть такую роль в составе целого. Понять явление — значит выяснить способ его возникновения, «правило», по которому это возникно­вение совершается с необходимостью, заложенной в конкретной совокупности условий; значит проанализировать сами условия возникновения явления. Это является общей формулой образова­ния понятия, понимания» (Э. В. Ильенков).

2. Решение проблем и задач. Мышление возникает в тех ситуациях, когда средства и способы деятельности, которыми располагает субъект, оказываются недостаточными для достиже­ния целей. Таким образом, в деятельности возникает затрудне­ние, разрыв, невозможность осуществлять ее известными способа­ми. Такая ситуация представляет собой проблему. Возникновение задачи (в отличие от проблемной ситуации) означает, что в ре­зультате анализа удалось хотя бы приблизительно и предвари­тельно выделить данное (известное, условие) и неизвестное (иско­мое, требование). В обычных учебных задачах такой предвари­тельный анализ проделан составителем. Соотношение условий и требований позволяет наметить искомое (неизвестное), нахож­дение которого и является целью решения задачи.

3. Целеобразование. Целеобразование представляет со­бой процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека. «Формирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно) и принятие этого об­раза в качестве основы для практических или умственных дейст­вий и составляет, таким образом, сущность процесса целеобразования, которое может быть непроизвольным и произвольным, выступать как процесс, действие или деятельность» (О. К. Тихо­миров).

4. Рефлексия. Рефлексия — это деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление знания, анализ его со­держания и методов познания, своих действий, самопознание.

Конечно, выделение функций мышления является несколько -условным. Так, например, понимание необходимо для решения задач; рефлексия является специфической разновидностью пони­мания и т. п. Мышление в любой его функции представляет собой изменение какого-то содержания, достигаемое с помощью различных приемов и операций, функционирование которых опреде­ляется целями и мотивами мышления. Поэтому в психологиче­ском анализе мышления полезно выделить три стороны мысли­тельной деятельности: содержательную; функционально-операци­онную; целемотивационную.

V.I.I. Содержательная сторона мышления. Мышление всегда имеет какое-то содержание. Внешне мышление и представляет собой изменение содержания: непонятное становится понятным, когда связывается с прошлым опытом, проблемная ситуация в процессе ее разрешения становится обычной ситуацией деятель­ности и т. д. Субъективно мышление является изменением, 1 транс­формацией мыслимого содержания. Содержанием же могут быть образы, представления, теоретические и эмпирические понятия, символы, схемы и т. п.

Образ представляет собой целостное отражение действитель­ности, в котором одновременно представлены основные перцептив­ные категории (пространство, движение, форма и т. п.).

Представление есть образ предмета или явления, возникаю­щий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в па­мяти или воображении.

Житейское (эмпирическое) понятие есть донаучное понятие, образующееся вне специального обучения. Содержание житей­ского понятия ограничено обобщением узкого круга явлений, ко­торые охватываются этими понятиями, не отграничено от несу­щественного в них.

Научное понятие — это отражение объективно существенного в вещах и явлениях. Понятие отражает в обобщенной форме пред­меты и явления действительности и связи между ними посредст­вом фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

«Иметь понятие о каком-либо предмете — значит владеть об­щим способом его построения, знанием его происхождения» (В. В. Давыдов).

V.I.2. Функционально-операционная сторона мышления. К этой стороне мышления обычно относят его «техническую оснащен­ность»— операции, приемы и способы, благодаря которым стано­вится возможным то или иное изменение содержания. Операции и приемы мышления — это те «рычаги», с помощью которых про­исходит работа с мыслимым содержанием.

Можно выделить две различные группы операций. Первая группа тесно соотнесена с содержанием субъективного опыта. Это своего рода действенный фонд знаний. Вторая группа опера­ций характеризует общие мыслительные способности (интеллект), не связанные с определенным содержанием, которые можно при­менить к любому содержанию мышления (например, анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. д.).

К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракцию. Анализ — мысленное расчле­нение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих ее элементов, частей, моментов, сторон. Синтез — мысленное со­отнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами. Абстракция — отвлечение существенных свойств предмета от несущественных. Сравнение — мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. Обобщение — мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях.

Эти операции не существуют изолированно друг от друга. Так, часто встречающейся операцией является анализ через Син­тез.

«Объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает в новых качествах: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства» (С. Л. Рубинштейн). Вы­деление новых свойств (анализ) осуществляется через соотнесе­ние (синтез) исследуемого объекта с другими.

Общие операции могут быть объединены в более крупные единицы — приемы мыслительной деятельности. Прием — это си­стема операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения, орга­низованная для решения задач того или иного типа.

Очень важной группой операций' являются операции, соотне­сенные с определенным содержанием, о которых говорилось выше. Как показывают исследования, даже элементарным эмпирическим обобщениям, структурам субъективного опыта человека соответст­вуют определенные операции, которые делают знания действен­ными (Мазилов, 1981).

То же можно сказать и о теоретических обобщениях. Иметь понятие о каком-либо предмете — значит владеть общим спосо­бом его построения, знанием его происхождения. Понятие явля­ется средством мысленного воспроизведения, построения сущности предмета.

Как указывает В. В. Давыдов, «за каждым понятием скры­то особое предметное действие (или система таких действий)».

V.I.3. Целемотивационная сторона мышления. Мыслительная деятельность, так же как и любая другая, исходит из мотивов и направлена на достижение определенных целей. По верному за­мечанию Л. С. Выготского, «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объясне­нию причин самого мышления». «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей стороны нашего сознания».

Важная роль в мышлении принадлежит целеобразованию. Для того чтобы оказывать воздействие на процесс мышления учащих­ся, необходимо знать, каковы цели мыслительной деятельности, каково соотношение общих и промежуточных целей. К этой сто­роне мышления относятся прогнозирование, антиципация, которые осуществляют связь между общими целями учения и более част­ными содержательными целями.

V.I.4. Процесс мышления. Мышление развертывается во вре­мени как процесс, даже если создается впечатление, что его результат появляется почти мгновенно. Поэтому необходимо изу­чать внутренние причины, которые приводят к достижению тех или иных продуктов мышления.

Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия (между целью и средствами, которыми располага­ет субъект, и др.).

Хотя мыслительные процессы всегда уникальны, в них воз­можно выделение общих черт. Рассмотрим это на примере эта­пов разрешения проблемной ситуации.

Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. Осознание проблемной ситуации есть первый этап разрешения проблемы. На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результа­те проблема превращается в задачу. На третьем этапе проис­ходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задачи, структур, опыта, соответствующего задаче). На четвертом этапе появляются гипотезы (предположения). Пя­тый этап представляет собой реализацию гипотезы, а ше­стой— ее проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то наступает реализация решения.

V.I.5. Виды мышления. В психологии принято несколько клас­сификаций мышления.

По содержанию мышления выделяют: конкретно-действен­ное мышление в практической, манипулятивной деятельности, не­посредственно включенное в практическую деятельность, не выде­лившееся из нее; наглядно-образное мышление с опорой на обра­зы восприятия или образы представления; отвлеченное мышление с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения.

По характеру решаемых задач выделяют: практиче­ское мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности; теоретическое мышление, на­правленное на решение теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой.

По степени новизны и оригинальности выделяют: репродуктивное (шаблонное), воспроизводящее мышление; твор­ческое (продуктивное) мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.