Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация детской групповой деятельности






Ни одна из идей, которые высказывались в двух первых па­раграфах этой главы, не будет успешно реализована без долж­ной организации деятельности детских групп и коллективов. Эта организация должна быть такой, чтобы объективно создать оптимальные условия для научения и воспитания личности, для приобретения ею тех положительных качеств, о которых гово­рилось выше. Каковы же эти условия и какой, исходя из них, должна быть совместная деятельность детей?

Первое такое условие обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех ее делах. Второе условие — получение богатого и разнообраз­ного опыта общения и совместной деятельности в группах. Третье условие — использование в группах или коллективах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план. Четвертое условие — воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той соци­альной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающих детских групп и коллективов следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни. Пятое усло­вие — выявление задатков ребенка и превращение их в способности.

Первое из обозначенных условий может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совме­стную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек. Объ­ясняется это тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяя вместе с тем наилучшим образом распределить обя­занности между членами группы и скоординировать их действия.

Для того чтобы выполнить второе условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый и разнообраз­ный опыт общения, усваивать различные формы ролевого по­ведения, вырабатывать нужные и достаточно гибкие коммуни­кативные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньшей по величине должна стать группа, в которой все это происходит. Например, для детей раннего и дошкольного воз­раста можно рекомендовать создание групп по 2—4: человека в каждой, для детей младшего школьного возраста — 3—5 чело­век, для, подростков и юношей — группы по 5—7 человек. Бла­годаря постепенному увеличению размера группы с возрастом задачи, которые детям приходится решать, становятся сложнее, и это обогащает опыт их межличностного общения.

Сошлемся в этой связи только на один пример. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, члены группы должны установить хорошие личные взаимоотношения. Если в группе, состоящей из двух человек, таких отношений всего од­на пара, а в группе из трех человек — шесть пар, то в группе из пяти и семи человек их соответственно будет уже тридцать и сорок два.

Третье из названных условий будет соблюдено, если отноше­ния между группой и каждым отдельно взятым ее членом буду», строиться на равноправной, демократичной основе. Это в данном случае означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходится с мнением большинства других членов группы, то за самим ре­бенком остается право поступить в том или другом случае по-своему.

Нередко то, чем на практике заняты детские группы и кол­лективы, бывает достаточно интересно для детей как развлече­ние, но настолько оторвано от социальной действительности и взаимоотношений взрослых людей, что практически не готовит ребенка к жизни. Для того чтобы коллективные формы детско­го существования стали для них настоящей школой жизненной подготовки, необходимо обеспечить выполнение четвертого ус­ловия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов, по-ви­димому, не обойтись. Составляя программу коллективного вос­питания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. В их число обязательно должны органиче­ски войти те виды совместной деятельности детей, в которых решаются проблемы нравственного, политического, экономи­ческого и культурного характера. Виды деятельности, в которые практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но психологически развивать. В общении со сверстни­ками ребенок не просто удовлетворяет свои потребности — та­кая единственная функция совместной деятельности не имела бы особой ценности, но развивается, а настоящее развитие воз­можно лишь в процессе постановки и решения разнообразных задач. Детские группы и коллективы, по крайней мере в учреж­дениях учебно-воспитательного типа, должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зо­не ближайшего (потенциального) развития ребенка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.