Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальная работа с обучающимися по формированию учебной мотивации






В любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это уча­щиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Прежде чем рас­смотреть особенности работы с такими учениками, обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет учителю более уверенно выбирать пути индивидуальной работы с ними. А.К. Маркова выделила следу­ющие уровни развития учебной мотивации у школьников.

1. Отрицательное отношение к учению. Преобладают моти­вы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих не­удач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учи­телем, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверен­ности.

3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к уче­нию. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Познавательные мо­тивы, интерес к способам добывания знаний.

5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы само­образования, их самостоятельность. Осознание соотношения сво­их мотивов и целей.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-по­знавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уров­ней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности большин­ство учеников с самого начала работают на положительной по­знавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мо­тивация, то задача учителя — обнаружить ее и найти способы кор­рекции.

Диагностика мотивации. Для установления уровня мотивации существуют специальные методики. Остановимся только на тех из них, которые учитель может использовать для обнаружения первых двух уровней мотивации: а) отрицательное отношение к учению, мотивация избегания неприятностей; б) нейтральное отношение к учению, мотивируют внешние результаты учения.

Для выявления учеников, имеющих указанные уровни моти­вации, следует использовать наблюдение. Учащиеся с отрицатель­ным отношением к учению склонны пропускать уроки под бла­говидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее зада­ние, не задают вопросы учителю.

Учитель может использовать беседу с учеником во время про­верки домашних заданий. В ходе беседы учитель спрашивает какие задания вызвали интерес у ученика, какие задания были для него трудны и т. д.

Третий метод — создание ситуации выбора. Например, учи­тель предлагает ученику вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний детский сад. При этом добавляет, что пакет можно отнести и после уроков. Используют также и такой прием: предлагают школьнику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает.

После того как учитель будет иметь объективные факты, гово­рящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого. Прежде чем говорить о них, отметим, что учитель должен обеспечить гуман­ные, доброжелательные отношения с учеником. Полученные данные об ученике не должны быть предметом обсуждения в классе. Ученику нельзя ставить в упрек его низкий уровень учеб­ной мотивации. Надо установить причины такого положения вещей. Как показали исследования, довольно часто причиной является неумение учиться. Это, в свою очередь, приводит школь­ника к плохому пониманию изучаемого материала, слабым ус­пехам, неудовлетворенности результатом и в итоге — к низкой самооценке.

Пути коррекционной работы. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низко­му уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и уме­ния, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включени­ем учителя в процесс выполнения действий, заданий с занима­тельным сюжетом. В процессе работы учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за ре­шение простой задачи, которая никакого труда для него не со­ставила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителем его возможностей. Наоборот, если учи­тель отметит его успехи при решении трудной задачи, - это все­лит в него дух уверенности.

Приобретение учеником необходимых средств учения позво­лит ему лучше понять материал, успешно выполнять задания. Это приводит к удовлетворению своей работой. У ученика появит­ся стремление еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важ­но дать ученику нестандартные задания. Так, например, при кор­рекции математических умений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформить обложку, напи­сать свою фамилию как автора книги, а затем придумать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает необходимую по­мощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Если задачи понравятся детям, следует объя­вить их автора. Как правило, такая работа учителя позволяет изменить отношение ученика к предмету, к учению в целом. Ра­зумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Но положитель­ное отношение к предмету обязательно появится.

В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не ста­ло ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла.

Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно уче­ние приобретает личностный смысл, начинает вызывать положи­тельное отношение к себе, что является показателем положитель­ных мотивов выполнения этой деятельности.

Обучение с первого класса должно быть направлено не только на передачу базовых знаний и формирование специфических для каждого предмета умений, но и на развитие психологических умений учения и логических приемов мышления.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.