Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью






Первое, на что обращаешь внимание, общаясь с самоактуализирован-ным человеком, так это на его поразительную способность распознавать ма­лейшее проявление лжи, фальши или неискренности. Оценки этих людей удивительно точны. Неформализованный эксперимент, в котором прини­мали участие студенты колледжа, выявил одну отчетливо выраженную тен­денцию: студенты, имевшие высокие показатели по тесту базовой безопас­ности (т.е. здоровые студенты), оценивали своих преподавателей гораздо более точно и верно, чем студенты, имевшие низкие показатели по этому тесту1.

По ходу исследования я все больше убеждался в том, что такого рода эффективность восприятия, обнаруженная поначалу только в сфере взаимо­отношений с людьми, нужно понимать гораздо шире. Она распространяется на очень многие аспекты реальности — практически на все исследованные нами. Живопись, музыка, интеллектуальные и научные проблемы, полити­ческие и общественные события — в любой сфере жизни эти люди умели мгновенно разглядеть скрытую сущность явлений, обычно остававшуюся незамеченной другими людьми. Их прогнозы, каких бы сфер жизни они ни касались и на сколь бы скудные факты ни опирались, очень часто оказы­вались верными. Мы склонны понимать это так, что актуализированный человек отталкивается в своих суждениях от фактов, а не от личных пес­симистических или оптимистических установок, желаний, страхов, надежд и тревог.

Сначала я назвал это свойство «хорошим вкусом» или «здравомыс­лием», осознавая всю неточность этих терминов. Но постепенно у меня по­являлось все больше оснований (о некоторых из них я расскажу ниже) го­ворить не столько о вкусе, сколько о восприятии, и в конце концов я при­шел к убеждению, что эту характеристику правильнее было бы назвать «способностью к восприятию фактов» (в отличие от склонности к воспри-

1 См.: Maslow A.H. The S-I test: A measure of psychological security-insecurity. Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologist Press, 1952.


Маслоу А. Самоактуализированные люди... 271

ятию мира через призму устоявшихся и общепринятых мнений или пред­ставлений). Я надеюсь, что этот мой вывод, или точнее, предположение, ког­да-нибудь найдет себе экспериментальное подтверждение.

Ведь если нам удастся это доказать, то последствия, которые повле­чет за собой признание этого факта, будут поистине революционными. Анг­лийский психоаналитик Мони-Кирл1 уже заявил, что невротик — это не просто малоэффективная личность, это личность абсолютно неэффектив­ная. Мы можем сказать так хотя бы потому, что невротик не может вос­принимать реальность настолько же ясно и эффективно, как воспринимает ее здоровый человек. Невротик болен не только эмоционально — он болен когнитивно! Если мы определим здоровье и невроз соответственно как вер­ное и неверное восприятие реальности, то перед нами со всей неизбежнос­тью встанет проблема факта и его значения, или оценки, или, иначе говоря, проблема единства реального и ценностного. Это означает только одно — мы уже не вправе искоса смотреть на ценности и отдавать их на откуп кликуш и религиозных проповедников, пора сделать их объектом эмпири­ческого исследования. Тот, кто когда-либо сталкивался с этой проблемой, понимает, что именно она должна стать фундаментом истинной науки о ценностях, которая, в свою очередь, ляжет в основание нового понимания этики, социальных отношений, политики, религии и т.п.

Кажется совершенно очевидным, что нарушения адаптации и невро­зы способны снизить остроту зрительной перцепции, осязания, обоняния. Но возможно также, что мы обнаружим аналогичный эффект и в других сферах восприятия, не имеющих прямого отношения к физиологии, — в пользу такой возможности говорит хотя бы эксперимент, в котором изу­чался эффект установки2. Я убежден — рано или поздно мы получим экспериментальные подтверждения тому, что восприятие здоровых людей гораздо в меньшей степени, чем восприятие больных людей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений. Можно также предпо­ложить, что именно эта априорная эффективность восприятия самоактуа­лизированных людей обусловливает их здравомыслие, способность видеть истину, их логичность, умение приходить к верным заключениям, т.е. ког­нитивную эффективность.

Более высокое качество взаимодействия с реальностью проявляется у этих людей и в том, что им не составляет труда отличить оригинальное от банального, конкретное от абстрактного, идеографическое от рубрифици-рованного. <...> Они предпочитают жить в реальном мире, им не по нра­ву искусственно создаваемые миры абстракций, выхолощенных понятий, умозрительных представлений и стереотипов, миры, в которых пожизнен-

1 См.: Money-Kyrle R.E. Towards a common aim - a psychoanalytical contribution to
ethic // Brit. J. Med. Psychol. 1944. 20. P. 105-117.

2 См.: Luchins A.M. Mechanization in problem solving the effect of Einstellung //
Psychol. Monogr. 1942. 54. № 6.


272 Тема 14. Развитие личности

но поселяется большинство наших современников. Самоактуализированно­му человеку явно больше по душе иметь дело с тем, что находится у него под рукой, с реальными событиями и явлениями, а не со своими собствен­ными желаниями, надеждами и страхами, не с предубеждениями и предрас­судками окружения. «Наивное восприятие» — так охарактеризовал эту способность Герберт Рид.

Исключительно многообещающей кажется мне еще одна особенность самоактуализированных людей — их отношение к неизвестному. Иссле­дование этой особенности может стать своего рода мостом, соединяющим академический и клинический разделы психологического знания. Здоро­вых, самоактуализированных людей не страшит неизвестность, неопреде­ленность не пугает их так, как пугает среднестатистического человека. Они относятся к ней совершенно спокойно, не видят в ней угрозы или опаснос­ти для себя. Наоборот, все неизвестное, неструктурированное притягивает и манит их. Они не только не боятся неизведанного1, но приветствуют его. Очень показательно в этом смысле заявление Эйнштейна: «Самое прекрас­ное в мире — это тайна. Она источник искусства и науки».

Воистину, этих людей можно назвать интеллектуалами, исследовате­лями, учеными; очень легко счесть, что все дело здесь и состоит именно в интеллектуальной мощи, однако нам известно множество примеров высо­коинтеллектуальных людей, которые несмотря на свой высокий IQ, то ли в силу слабости, то ли из-за боязни, то ли по причине конвенциональности или в силу каких-то иных личностных дефектов, всю свою жизнь занима­лись мелкими проблемами, отшлифовывали до блеска давно известные фак­ты, объединяя их в группы и разделяя на подкатегории, — словом, занима­лись всякой чушью, вместо того чтобы свершать открытия, как подобает настоящему ученому.

Неизвестность не пугает здоровых людей и потому они не подверже­ны предрассудкам: они не цепенеют перед черной кошкой, не плюют через плечо, не скрещивают пальцы, — словом, их не тянет на действия, которые предпринимают обычные люди, желая уберечься от мнимых опасностей. Они не сторонятся неизведанного и не бегут от непознанного, не отрицают его и не делают вид, что его не существует, и в то же время они не склонны воспринимать его через призму предвзятых суждений и сложившихся сте­реотипов, не стараются сразу же определить и обозначить его. Их нельзя назвать приверженцами знакомого и понятного, они устремлены к позна­нию еще не открытых истин, но их поиск правды — это не то катастрофи­ческое стремление к безопасности, уверенности, определенности и порядку, что обнаружил Гольдштейн у пациентов с травмами мозга, и не то, что свой­ственно компульсивно-обсессивным невротикам. Эти люди совершенно свободно могут позволить себе — когда ситуация требует того — беспоря-

1 См.: Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable // J. Pers. 1949. 18. P. 108-143.


Маслоу А. Самоактуализированные люди... 273

дочность, небрежность, неаккуратность, анархизм, бардак, неуверенность, неточность, нерешительность, сомнения, даже страх (все это вполне допус­тимо, а иногда даже необходимо как в науке, так и в искусстве, не говоря уже о жизни как таковой).

Таким образом, неуверенность, сомнения, состояние неопределенно­сти, столь мучительные и тягостные для большинства обычных людей, стимулируют самоактуализированную личность, побуждают ее к исследо­ванию и познанию.

Приятие (себя, других, природы)

Мне кажется, что очень многие характеристики, отличающие само­актуализированных людей, характеристики, на первый взгляд как будто не имеющие глубинных детерминант, кажущиеся совершенно обособлен­ными, не связанными друг с другом, на самом деле можно понять как разные производные или разные формы проявления одной основопола­гающей, фундаментальной установки, а именно — отсутствия самодовле­ющего чувства вины и стыда. Другое дело невротик — чувство вины тер­зает его, он порабощен стыдом и движим тревогой. Да что там невро­тик! Даже среднестатистический представитель нашей культуры, так называемый нормальный человек готов поддаться переживанию вины, стыда и тревоги даже в тех случаях, в которых это совершенно не обя­зательно. Но здоровый человек тем и отличается от среднестатистичес­кого, что он живет в ладу с собой, и если уж на то пошло, не слишком огорчается по поводу своих недостатков.

Он принимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со все­ми присущими ей изъянами и недостатками. Говоря об этом, я вовсе не имею в виду, что ему свойственно самодовольство и самолюбование, что он абсолютно удовлетворен собой. Я хочу сказать, что он умеет сосуще­ствовать со своими слабостями, принимает свою греховность и пороч­ность, умеет относиться к ним так же просто, как мы относимся к при­роде. Ведь мы же не сетуем на то, что вода мокрая, что камни тяжелые, а деревья по осени желтеют. Как ребенок смотрит на мир наивными, широко распахнутыми глазами, ничего не ожидая и не требуя от него, не критикуя и не оспаривая его, просто наблюдая то, что предстает его взо­ру, точно так же самоактуализированный человек воспринимает свою человеческую природу, природу других людей. Это, конечно же, не тот тип смирения, который исповедуется на Востоке, хотя и смирение свой­ственно этим людям — особенно когда они оказываются перед лицом тяжелой болезни и смерти.

Заметьте, характеристика, о которой я говорю сейчас, имеет непосред­ственное отношение к обсуждавшейся выше особой способности самоакту­ализированных людей. Я хочу напомнить об их способности видеть реаль-

18 Зак. 1664


274 Тема 14. Развитие личности

ность в ее истинном свете. Эти люди воспринимают человеческую приро­ду такой, какая она есть, а не такой, какой они хотели бы видеть ее. Они смело смотрят на то, что предстает их взгляду, они не прищуриваются и не надевают очки, чтобы разглядеть несуществующее, не искажают и не рас­крашивают реальность в те или иные цвета1.

С наибольшей очевидностью эта способность к полному приятию об­наруживает себя на самом низком уровне потребностей, на так назы­ваемом животном уровне. Самоактуализированного человека можно на­звать крепким, здоровым животным. Ничто человеческое не чуждо ему, и он не будет испытывать вины или стыда по поводу своих позывов. У него хороший аппетит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса и других физиологических влечений. Его приятие распространяет­ся не только на эти, низшие потребности, но и на потребности других уров­ней — на потребности в безопасности, любви, принадлежности, самоува­жении. Все побуждения и импульсы, присущие нормальному человеку, самоактуализированные люди считают естественными и заслуживающи­ми удовлетворения, они понимают, что так распорядилась природа, они не пытаются оспорить ее произвол или навязать ей угодный им порядок вещей. Естественным продолжением способности к приятию становится пониженная способность к отвращению, — неприятные моменты, связан­ные с приготовлением пищи, телесные выделения и запахи, физиологи­ческие функции не вызывают у них того отвращения, которым обычно реагирует средний человек и тем более невротик.

Этой же способностью к приятию объясняется, вероятно, и тот факт, что самоактуализированным людям чужда всякая поза, что они терпеть не могут позеров. Ханжество, лицемерие, неискренность, фальшь, притворство, желание произвести впечатление — все эти качества совершенно не свой­ственны им. Они не хотят казаться лучше, чем они есть, им это не сложно уже потому, что они умеют мириться со своими недостатками, а по мере самоактуализации и особенно на склоне жизненного пути привыкают от­носиться к ним уже не как к недостаткам, а как ко вполне нейтральным личностным характеристикам.

Все вышесказанное еще не означает, что самоактуализированным людям незнакомы чувство вины, стыд, печаль, тревога или самозащитные тенденции, — речь идет о вредной, ненужной, невротической (т.е. нереа­листической) вине, о таком же стыде и т.п. Низменные, животные позы­вы и процессы, а также связанные с ними отправления, такие как секс, уринация, беременность, менструация, старение и т.д., воспринимаются этими людьми совершенно спокойно, как неотъемлемая часть реальности. Здоровая женщина не стыдится быть женщиной, не стыдится своего тела и процессов, происходящих в нем.

1 См.: Argyris С. Organization and innovation. Homewood, III.; Irwin, 1965.


Маслоу А. Самоактуализированные люди... 275

Есть только несколько вещей и обстоятельств, способных вызвать чувство вины (или стыд, тревогу, печаль, сожаление) у этих людей, среди них: 1) такие недостатки и пороки, которые человек может победить в себе (например, лень, эгоизм); 2) непреодоленные пережитки психологи­ческого нездоровья (предубеждения, зависть, ревность); 3) привычки, ко­торые, хотя и не стали второй натурой, могут оказаться весьма сильными, а также 4) недостатки и пороки той культуры или социальной группы, с которой они, эти люди, идентифицируют себя. В самом общем виде мож­но сказать, что здоровые люди испытывают дискомфорт только тогда, ког­да видят, что реальный ход вещей отклоняется от возможного, достижи­мого, а следовательно, необходимого1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.