Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е. Метод узнавания






При этом методе элементы материала, подлежащего заучива­нию, располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать, среди новых, но однородных элементов (заучиваемые слоги смешивают с другими слогами, прилагательные с другими прилагательными, рисунки с другими рисунками и т. д.). В этом случае задача испытуемого будет состоять в том, чтобы просмот­реть всю совокупность элементов и идентифицировать те, которые требуется заучить, по мере того как они будут встречаться.

Как правило, опыт на узнавание практически можно организо­вать следующим образом: допустим, заучивается ряд из 10 стиму­лов, которые затем смешивают с 30 новыми стимулами. Таким об­разом можно составить однородный ряд, содержащий 40 стимулов, которые и предъявляются испытуемому. Можно также применить методику множественных выборов: материал испытания делится на 10 различных групп, каждая группа включает в себя один пра­вильный стимул и три новых стимула; среди четырех стимулов каждой группы испытуемый должен выбрать тот, который он счи­тает знакомым.

При прочих равных условиях относительная трудность опыта на узнавание зависит в основном от двух переменных: узнавание правильных стимулов становится труднее, если увеличивается ко­личество новых стимулов или возрастает степень сходства между старыми и новыми стимулами (Леман, 1888—-1889; Сьюард, 1928; Постман, 1950, 1951; Флорес, 1958в; Эрлих, Флорес, Ле Ни, 1960).


При анализе результатов, полученных в опыте на узнавание, следует учитывать, что испытуемый может случайно выбрать пра­вильный стимул. Теоретически вероятность того, что правильный выбор является следствием случайности, тем больше, чем меньше число новых стимулов. Если 10 старых стимулов смешать с 10 дру­гими, то вероятность случайного правильного ответа будет со­ставлять 50%; однако если эти 10 стимулов расположить среди 30 новых стимулов, то указанная вероятность становится рав­ной 25%.

Кроме того, вероятность того, что правильный выбор является результатом случайности, тем больше, чем больше число ошибоч­ных идентификаций (то есть когда новые стимулы расцениваются испытуемым как относящиеся к заучиваемому материалу). Пред­положим, что у испытуемых А и В в опыте на узнавание 10 старых стимулов смешаны с 30 новыми. Испытуемый А правильно иденти­фицирует 3 стимула и совсем не обнаруживает ошибочного узнава­ния; испытуемый В также эффективно идентифицирует 3 старых стимула, однако наряду с этим «узнает» 5 новых стимулов, кото­рые не включались в заучиваемый материал. По-видимому, логич­но считать, что больший вес имеют 3 правильных ответа испытуе­мого А, который не делал ошибок, нежели ответы испытуемого В, который 5 раз ошибался.

Следующая формула, предложенная Постманом (1950), вносит поправку в получаемые данные с учетом влияния указанных выше двух факторов:

Г, М

л —1 '

где Rc — показатель окончательного узнавания, В — число пра­вильных идентификаций, М — число ошибочных идентификаций и п — общее число предъявлений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.