Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причине знания пуруши.






Существует две разновидности вайрагьи: одно состояние — более

низкое и второе — более высокое. В более низкой форме последо-

ватель выходит за пределы привязанности к чувственным объек-

там, но ее тонкая форма все еще остается. Это также объясняется в

Бхагавадгите. Более низкая форма вайрагьи включает процесс

сдерживания в том смысле, что есть распознавание [состояния

влечения] и управление этим состоянием посредством развития

религиозного сознания и сатсанга. Существует сознательный кон-

троль со стороны ума, так что желания и страсти контролируются.

Паравайрагья же включает не только отказ от наслаждений, но и

преодоление укорененной склонности к наслаждению. Из более

низкой вайрагьи существует возможность возврата назад, но когда

вы достигаете паравайрагьи, желания и страсти уже не возвраща-

ются к жизни. Паравайрагья характеризуется отсутствием желания

во всех его формах. Не существует желания ни удовольствия, ни

наслаждения, ни знания, ни даже глубокого сна. Это происходит,

когда достигнуто осознание действительной природы пуруши. В

медитации или самадхи духовный последователь осознает пурушу

в самом себе. Происходит прямое интуитивное постижение пуру-

ши, что дает начало паравайрагьи. Последователь преодолевает

всякую притягательность и остается непоколебимым, даже когда

ему предлагаются все удовольствия мира. В Катхо упанишаде есть

история, которая описывает, как некто Натчикета, преисполнен-

ный желанием узнать, что происходит с душой после смерти, от-

бросил все мирские удовольствия, которые ему предлагал Яма —

бог смерти. В конечном итоге он получил истинное знание, дока-

зав самому себе, что готов ради получения высшего знания отка-

заться от всех мирских удовольствий. Паравайрагья — это состоя-

ние, которое не может быть достигнуто с помощью чтения книг,

через сатсанг или духовную практику. Оно приходит к вам, когда

происходит интуитивное прямое постижение пуруши.

Мы должны ясно понимать, что означает пуруша кхьятех. Сло-

во «пуруша» составлено из двух слов: «пури», что означает «город»

и «ша», что значит «сон». С точки зрения философии считается,

что наше физическое тело — это город, имеющий девять ворот.

Считается, что ментальное тело есть город, в котором четверо во-

рот. Имеется также третье тело, называемое праническим. Полага-

ется, что осознавание мира является функцией тонкого тела. Пу-

руша есть ничто иное, как сознание, которое не проявлено в теле и

бездействует. Когда пуруша вступает в отношение с пракрити, это

есть начало вселенной. Пракрити состоит из пяти первичных эле-

ментов (панчбхута), пяти карминдрий, пяти гьяниндрий, четырех

функций ума, пяти пран, трех тел и пяти объектов чувственного

удовольствия. Согласно философии санкхья, все они вместе фор-

мируют основополагающие таттвы. Они являются составляющими

пракрити. В соответствии с санкхьей, вселенная начинает свое су-

ществование с началом отношения пуруши и пракрити. Согласно

йоге, пуруша есть сознание, которое лишено того, что содержится

в уме. Оно свободно от какого бы то ни было содержания ума. Это

проявление сознания без любого из пяти видов вритти.

В йоге пуруша рассматривается как высшее проявление созна-

ния, которое свободно от вритти так же, как и свободно от любого

вмешательства пракрити. Обычно наше сознание функционирует

через чувства, ум и буддхи. В медитации оно действует на более

глубоком уровне, тем не менее, в этом состоянии сохраняется пра-

тьяя или содержание ума и нечто, что вмешивается в это содержа-

ние, а именно представление «я» — ощущение, что «я» есть. В кон-

це концов, за пределами медитации это чувство «я» также исчеза-

ет; то, что остается в сознании, и называется пуруша. Высшее осо-

знание пуруши дает начало свободе от трех гун, которые называ-

ются соответственно саттва-гуна, раджа-гуна и тама-гуна. Под

саттва-гуной мы можем подразумевать знание, спокойствие и свет;

под раджа-гуной — алчность, гнев, напряженность; под тама-гу-

ной — медлительность, лень, тупость и т. п. Свобода от гун означа-

ет, что три гуны не оказывают влияния на ум, когда имеет место

осознание пуруши.

Сутра 17: Определение сампраджнята самадхи

Vitarka vicha̱ ra̱ nanda̱ smita̱ nugama̱ t samprajna̱ tah

Vitarka — избирательность;

vicha̱ ra — рассуждение;

a̱ nanda — блаженство;

asmita̱ — чувство личности;

anugama̱ t — соединением;

samprajna̱ tah — самадхи с праджней.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.