Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснение. Правая грамота — постановление (решение) суда.

Правая грамота — постановление (решение) суда.

Пели — наказания (штрафы).

Не по суду — за взятку, вопреки достоверным результатам следствия и суда.

Взяти исцов иск — взыскать штраф в размере суммы иска (частного).

Перечислены судебные расходы (езд, хоженое) и пошлины, взимаемые с виновного в тройном размере.

От рублевого дела — от суммы иска в рубль.

Ищет — истец.

Неделыщик — выборный или назначенный человек, исполняющий поручения с суда по неделям.

Бесчестие — плата за оскорбление.

Кормпения — доходы за исполнение обязанностей по делам управления.

По книгам — по доходам, записанным в книгах.

Боярский человек добрый — холоп по своему положению или профессии, более ценимый господином.

Тиун, довотчик, праведчик — холоп исполнявший в доме и хозяйств

господина административные или судебные функции по ото поручению.

Боярский человек молотчий — рядовой холоп, выполнявший " черную" работу.

Городцкой человек молодчий — малоумущий посадский человек.

Государьский убойца — убийца своего господина; градокий здавец — сдавший изменой врагу город (крепость); церковный тать — вор, обокравший церковь; головный тать— убийца; подметчик — человек, подбросивший с злым умыслом какую-либо вещь; захигалник — поджигалъщик, совершивший умышленный поджог.

Розмет — определение размера податей внутри общины посадских людей между ее членами по имуществу и доходам

Розметные книги — с записью " розмета".

В приказе — в ведении.

Выборные старосты и целовальники (целовавшие крест о добросовестном исполнении выборной должности, например, при таможнях, тюрьмах и т. д.) и участвовавшие в наместничьем суде.

Хоромный лес — пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий.

С ворот — со двора с воротами, а не с других построек.

Повоз — поставка на подводах натуральных податей, взамен которых взимается по два алтына с двора за год.

Борон — подать, штраф.

Тарханные и несудимые грамоты — освобождали крупных церковников и монастыри от уплаты податей и выполнения повинностей в пользу государства, от вмешательств царских управителей и судей (кроме душегубства, Разбоя и татьбы с поличным) в дела церковных вотчин.

Пресловущии — знаменитые, известные.

Рыщут (от ристать) — быстро бегать, скакать, ездить.

жальниках — поминках.

Долони — ладони.

---------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

6.8. СТОГЛАВЫЙ СОБОР, 1551 г.

<...> 0 монастырех, иже пусп»ы оп» небрежения.

В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем»»а поминох вот-

чинные села и прихупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поимали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а инде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем хорыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты у них же о торговлях без пошлино. А чернцы по селом живут дв в городе, тяжутся о землях. Достойно ли то? А села и имены в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? <...>

Глава 6.

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и

великого князя Ивана Васильевича веса Русин самодержца, что по мноп»м

церквам божиим звонят и поют не во время <...> и мноп»е церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. <...> Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом <...> росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину. <...>

Глава 2б. 0 училищах книжных по всем градам. <...>

<...> В царствующем граде Москве и по всем градом <...

> избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых <...> и грамоте бы и чести и пети и писати гораздо. И у тех священников и у дыхонов у дыков учинити в домех училища, чтобы священницы и дыконь» и все православные хрестыне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте хнккнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и лисати и пети и чести со всяким духовным наказанием. <...>

Глава 28. 0 книжных писцех.

Тах же которые писцы по»радом кни»и пишут, и вы бы им велели писати с

добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой пи

сец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим

зап щением. А кто <...> неисправленну хнигу купит <...>, потому же возбра-

няли <...>, чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити

продавцы и купцы, и вы бы у них те книп» имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. <...>

Глава 32. 0 кресп»ящихсл не по чину. Многи нермумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положити руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дывола ни злаго супостата и от бога мзду приемлет за то, <...> аще ли re леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. <...>

глава 41.

<...> Писати живописцем иконы с древних преводов, как греческие живо-

писцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии' живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. <...>

В мирсхих свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гу-

сельники и бесовские песни поют, и ках к церкви венчаться поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми и»вами бесовскими рыщут., а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. <...> О том <...> запрещати великим запрещением. <...>

Да по дальним странам ходят скоморохи... ватагами мноп»ми, по шестидеся-

ти и до сем»десят человек, и по сто <...> и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. <...>

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и дев-

ки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и уби

ваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и

велят им заповедати хресгияном каноны завечати. Они же заповедают кресты

ном в среду и в пятницу ручного дела не делать, и женам не прясти, и платья

не мыти, и каменья не разжигати. <...>

<...> Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй,

остромий, зодей, апманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовсхие <...> —, и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают. <...>

В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на

жальнихах~ и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут

; „ати скоморохи во всякие бесовсхие и»ры, они же от плача преставше, нач-

нут схахати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети на тех же

жальниках, обманщики и мошенники. <...>

<...> Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещена

сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на схахание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. <...>

Глава 72. О искуплении пленньах.

Которых отхупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму... и тех

всех плененых окупати из царевы хазны. А которых православных хрестьян

ппененых приводят, окупив греки и туркчвне, армени или е б

на осхве, восхотят их с собою опять повести, ино их не дввати, и за то rpen-

xo стояти; да их охупвти из царевы же казны. <...>

Глава 75. 0 вогпчинах и о инах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим дуигам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.

Да цчховным же цч пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с со.

борными старцы <...> по всех по тех боголюбцех, хоторые давали вотчины и

села и купли ставити по них кормы' и на памяти их пети понахиды и обедни

служити. <...> Имена их с их написати в синодик и поминати по церковному уста- з ву, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа и ижимых вещей, по свя- зных церховных и монастырских земель и прочих недвижимы щенным божественным правилом, ни отдати, ни продати но крепк, но крепко хранити и Глава 92. 0 игрищах еллинского бесовацил

Еще же мнози от неразумия простая чадь православных християн во градех

и в селех творят еллинсхое бесование, рвзпичные игры и плясания в нввечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и...в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы творят всякими HlpbI <...> и песньми сатанинскими <...> и многими виды скаредными. <...>

Глава 98,

<...> Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы

<...> о слобо вх н д аших митрополичих и о врхяепископлих и еписхоплих и о

монастырских, что слободам всем новым тянути грацкимн людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том <...> слобожвном нашим запустети. А преже того твои <...> твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, mcy-дарь, своим наместником и властелем впредь наших слобо

жан не велел судити. ~е сл ды вышли посац- А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слобо кие люди после о

писи, и тех бы людей из новых слобод опять вывест

вывести в город в день помыв~а торый отдал церкви свои волось 'se д рукописная книга по которой во время церковных слухпровозгцаша-

ечыг! я память ' внесенным в ыее умершим. В синодики Иван IV запысыиал во время опричнины.

Без выкупа — без права выкупа чпеыамы " рода" (фамылыы).

не приимати, разве краж

Российское законодательство Х — ХХ веков

М., 1985. Т. 2. С. 267 — 374

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Хрестоматияпо общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Рома­нова. М., Изд-во Моcк, ун-та, 1979. с. 272. 1 страница




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.