Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессы сохранения






Наблюдение за моделями не в состоянии оказать на людей сколь­ко-нибудь заметного влияния, если они не будут запоминать наблюдаемое поведение. Вторым важнейшим процессом научения через наблюдение является запоминание. Для того чтобы наблюдатели смогли извлечь для себя какую-то пользу из поведения моделей, когда те уже отсутствуют и не могут задавать соответствующего направления, типы реакций должны быть в символической форме представлены в памяти. Опыт кратковре­менного моделирования сохраняется в долговременной памяти посред­ством символов. В первую очередь именно способность мыслить симво­лами позволяет человеку путем простого наблюдения изучить большую часть элементов типового поведения.

В основе научения через наблюдение лежат главным образом две репрезентативные системы — образная и вербальная. Некоторые типы поведения запоминаются в виде образов. Сенсорная стимуляция активи­зирует ощущения, которые дают толчок восприятию внешних событий. В результате повторяющегося воздействия модельные стимулы со време­нем вырабатывают стойкие и легковоспроизводимые образы моделируе­мого поведения. Так, можно вызвать в памяти живую картину событий, которые на данный момент физически отсутствуют. В самом деле, если явления тесно связаны? — к примеру, имя человека постоянно ассоции­руется с какой-то конкретной личностью, то, услышав это имя, практи­чески невозможно не представить себе образ именно того самого челове­ка. Аналогично, простая ссылка на некое занятие, которое неоднократно наблюдалось (например, вождение автомобиля), как правило, вызывает в памяти соответствующий образ. Зрительные образы играют особо важ­ную роль в научении через наблюдение в период раннего развития чело­века, когда вербальные навыки еще слабо развиты, а также при изуче­нии типов поведения, которые не столь легко поддаются вербальному ко­дированию.

Вторая репрезентативная система, которая, вероятно, отвечает за быс­троту научения через наблюдение и запоминание модели, включает в себя


232 Тема 14, Развитие личности

вербальное кодирование моделируемых событий. Большинство когнитив­ных процессов, регулирующих поведение, являются в первую очередь вер­бальными, а не визуальными. Например, подробности маршрута, пройден­ного моделью, можно воспринять, запомнить и затем воспроизвести более точно, если обратить визуальную информацию в вербальный код, описыва­ющий последовательность правых и левых поворотов, а не полагаться на удержание в памяти визуального изображения пути. Такое символическое кодирование способствует научению через наблюдение и запоминание мо­дели, так как оно в простой и удобной форме для хранения несет значитель­ную информационную нагрузку.

После превращения моделируемой деятельности в образы и гото­вые к употреблению вербальные символы, закодированная таким обра­зом в памяти информация может служить руководством к действию. Важность символического кодирования для научения через наблюдение подтвердилась в исследованиях, проведенных как на детях1, так и на взрослых2. Наблюдатели, кодирующие моделируемое поведение либо в слова, либо в емкие по смыслу ярлыки или живые образы, изучают и запоминают поведение значительно лучше тех, кто просто наблюдает, и уж тем более лучше тех, кто во время наблюдений занят собственными мыслями.

Помимо символического кодирования важным подспорьем для па­мяти служит повторение. Когда люди про себя репетируют или даже на самом деле воспроизводят моделируемые типы реакций, вероятность того, что они забудут пройденное, намного меньше, чем если бы они не думали об этом и не пытались практиковаться. Однако многие виды поведения, изучаемые посредством наблюдения, не могут реализоваться в действие либо по причине социальных ограничений, либо из-за отсут­ствия возможностей. В таких случаях мысленное повторение, в ходе ко­торого человек зрительно представляет себя осуществляющим соответ­ствующее поведение, усиливает опыт и запоминание3. Ну и наконец, са-

1 См.: Bandura A., Grusec J.E., Menlove F.L. Observational Learning as a Function of
Symbolization and Incentive Set // Child Development. 1966. 37. P. 499-506,

2 См.: Bandura A., Jeffery R.W. Role of Symbolic Coding and Rehearsal Processes in
Observational Learning // J. Personality and Soc. Psychology. 1973. 26. P. 122-130; Bandu­
ra A., Jeffery R.W., Bachicha D.L.
Analysis of Memory Codes and Cumulative Rehearsal Processes
in Observational Learning // J. of Research in Personality. 1974. 7. P. 295-305; Gerst M.S.
Symbolic Coding Processes in Observational Learning // J. Personality and Soc. Psychology.
1971. 19. P. 7-17.

3 См.: Bandura A., Jeffery R.W. Role of Symbolic Coding and Rehearsal Processes in
Observational Learning // J. Personality and Soc. Psychology. 1973. 26. P. 122-130; Micha­
el D.N., Maccoby N.
Factors Influencing the Effects of Student Participation on Verbal
Learning from Films: Motivating versus Practice Effects, «Feedback», and Overt versus
Covert Responding // A.A. Lumsdain (Ed.). Student Response in Programmed Instruction.
Washington D.C.: National Academy of Sciences - National Research Council, 1961.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения] 233

мый высокий уровень научения через наблюдение достигается тогда, ког­да моделируемое поведение сначала организуется и репетируется симво­лически, а затем демонстрируется открыто1. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.