Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные процессы научения через наблюдение






В соответствии с теорией социального научения моделирование вли­яет на научение главным образом через его информативную функцию. Во время наблюдения человек приобретает в основном символическое представление о поведении модели, которое впоследствии служит для него руководством к действию. В данной концепции, схематически представ­ленной на рис. 1, научение через наблюдение управляется четырьмя про­цессуальными компонентами.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения]



  •■ 'Щ   р1||РШ|ЕСС1йв
    «ИМАНИЯ ■  
  Моделирующий 1 Символическое 1
  стимул|| кодирование| Б
  Распознавание щ  
Моделируемые 1________ события 1 *■ отличий Ь ft-> Аффективная | Когнитивная | организация |
  валентность Ш (" " " имвопичрркпр Ш
  Сложность 1 повторение [
  Превалентность i Моторное 1 повторение Р
  Функциональная 1  
  ценность В  
  Наблюдаемые Щ  
  характеристики|  
  Я Сенсорные В  
  способности в  
  й Уровень в  
  возбуждения 1  
  Перцептивные 1  
  установки I  
  Предшествующее 1  
  подкрепление || i

 
 


Самонаблюдение за воспроизведением Точная обратная связь

Соответствующее исполнение


Рис. 1. Процессуальные компоненты, управляющие научением через наблюдение в анализе социального научения


230 Тема 14. Развитие личности

Люди мало чему научаются при наблюдении, если не будут реаги­ровать на стимулы и внимательно воспринимать существенные особен­ности моделируемого поведения. Процессы внимания определяют, что избирательно наблюдается и что конкретно отбирается из множества мо­дельных влияний. Существует определенное количество факторов, регу­лирующих результат и типы визуального опыта, некоторые из них свя­заны с характеристиками наблюдателя, другие относятся к моделируемой деятельности и все остальные включают структурное оформление лично­стных взаимоотношений.

Среди различных детерминант, определяющих степень внимания, са­мое важное значение, очевидно, имеет образ жизни человека. Рамки того поведения, которое многократно наблюдается и, следовательно, тщательно заучивается, определяется окружающими, с которыми человек чаще всего общается, — либо в силу своих предпочтений, либо в силу обстоятельств. Так, человек, наблюдающий за членами бандитских групп, имеет несрав­нимо больше возможностей изучить агрессивное поведение, чем человек, общающийся исключительно с людьми, предпочитающими мирное вре­мяпрепровождение.

Воздействие моделей поведения различается по своей эффективно­сти. Внутри любой социальной группы встречаются отдельные личности, которые приковывают к себе большее внимание окружающих, чем ос­тальные. Многое зависит от того, на чье поведение человек ориентируется и какие модели поведения игнорирует. Внимание направляется в нуж­ное русло и благодаря личной привлекательности модели. Человек скло­нен подражать тем моделям, которые обладают привлекательными для него качествами, и игнорировать или даже отвергать те, которые ему мало симпатичны.

Некоторые формы моделирования оказываются настолько привле­кательными, что в течение долгого времени сильно притягивают к себе внимание людей различных возрастов. Это наиболее ярко иллюстриру­ется примерами воздействия телемоделей. Пришествие телевидения нео­бычайно расширило диапазон моделей, доступных для наблюдения и де­тям, и взрослым. В отличие от наших предков, моделью поведения для которых служил лишь круг представителей их субкультурного слоя; со­временные люди могут наблюдать и изучать различные стили поведения, комфортабельно устроившись в домашнем кресле и по праву пользуясь всеми богатствами символического моделирования, предоставляемого средствами массовой информации. Влияние телемоделей оказывается на­столько эффективным, герои экрана так приковывают к себе внимание, что зрители обучаются многому из того, что видят, даже если и не испы­тывают побуждений к обучению1.

1 См.: Bandura A., Grusec J.E., Menlove F.L. Observational Learning as a Function of Symbolization and Incentive Set // Child Development. 1966. 37. P. 499-506.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения] 231

Интенсивность и уровень научения через наблюдение также частич­но определяются природой моделируемого поведения — как, например, его значительностью и сложностью. Кроме того, следует отметить, что и спо­собности самого наблюдателя обрабатывать информацию также опреде­ляют, насколько он может обогатиться в результате опыта наблюдения. Что именно выносят люди из своих наблюдений и как они интерпрети­руют то, что видят и слышат, во многом зависит от их перцептивных ус­тановок, выстроенных на основании прошлого опыта и продиктованных требованиями конкретной ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.