Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность с точки зрения бихевиористского направления






Сейчас мы выяснили причины, по которым Скиннер обратился к экс­периментальному подходу для изучения поведения. А как же изучение личности? Или она совершенно исчезла в скиннеровском бескомпромисс­ном подчеркивании функционального, причинно-следственного анализа поведения? Говоря кратко, ответ на последний вопрос «нет», если принима­ются во внимание установленные научные критерии. Как мы убедились, например, Скиннер не принял идею о личности или самости, которая сти­мулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма, доктрины, заранее допускающей существование чего-то похожего на дух, который изнутри двигает тело2. И он не принял бы объяснение, подобное этому: «Преподобный Джонс и еще 980 членов секты " Народный храм" совершили самоубийство в джунглях Гайаны, по­тому что они были эмоционально неустойчивы».

Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсив­ном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уни­кальных врожденных способностей.

В поведенческом анализе человек рассматривается как организм.., который обладает приобретенным набором поведенческих реакций... [Он] — не порож-

1 Skinner B.F. A case history in scientific method // American Psychologist. 1956. 11.
P. 221-233.

2 См.: Skinner B.F. The origins of cognitive thought // American Psychologist. 1989.
44. P. 13-18.


Хьелл Л., Зиглер Д. Научающе-бихевиоральное направление... 221

дающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет идентич­ного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно ник­то другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же образом1.

Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя на­хождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение—окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека — только терять время.

1 Skinner B.F. About behaviorism. N. Y.: Knopf, 1974. P. 167-168.


А. Бандура

[ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ]1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.