Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение Я-концепции






Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздейст­вие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким об­разом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпрета­цию опыта и является источником ожиданий.


138 Тема 14. Развитие личности

Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступаю­щие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями ин­дивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологичес­кого дискомфорта. Вслед за Фестингером1 психологи называют такое со­стояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки2. По его мнению, индивид является целостной системой, перед ко­торой стоит задача достижения гармонии е окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стре­миться изменить каким-то образом себя или окружающих.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.

Приведу случай из собственной практики. Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обла­дает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргу­мента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходив­шей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего. Некоторые из тех, кто присутствовал на консультации, объясняли этот феномен низкой валидностью теста. Я же был абсолют­но уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не со­гласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей со­общили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное рав­новесие было нарушено, ибо этот факт вступил в противоречие с ее са­мооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интел­лекта. Здесь, как мне кажется, заслуживает внимания то обстоятельство, что девочка не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью — не изменила своего представления о себе.

См.: Festinger L, A theory of cognitive dissonance. N. Y.: Harper and Row, 1957. '■ См.: Lecky P. Self consistency. N. Y: Island Press, 1945.


Берне Р. Что такое Я-концепция 139

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существую­щими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоре­чит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защит­ный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющих­ся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедрять­ся в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.

Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру лич­ности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация. Эти механизмы позво­ляют удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. В качестве примера приведем та­кую ситуацию. Приятели подбили десятилетнего мальчика на совместную кражу сигарет. Чтобы его представления о себе как о «хорошем мальчи­ке» не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в соб­ственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело и что этот опыт мно­гому его научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почув­ствовал дурноту и решил не курить больше никогда. Это стремление за­щитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий являет­ся одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объ­яснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомни­тельными, а само поведение — абсурдным. Однако необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.

Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Например, Я-концепция «младшего брата, маленького и слабого по срав­нению со старшими братьями» реалистична только в семейной ситуации. В школе или в общении со сверстниками она неприменима. Этот эффект «контекстуальной обусловленности» многих самоустановок позволяет объ­яснить парадокс личностной рассогласованности. Как уже отмечалось, лич­ность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я-кон-цепции, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного кон­фликта. Так, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстанов­ке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит в нем за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные Я-концепции


140 Тема 14. Развитие личности

не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Дис­сонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации — домаш­няя и школьная — как-то наложатся одна на другую, например если учи­тель приведет свою семью на школьный спортивный праздник и должен будет в одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Таким образом, с одной стороны, личностная рассогласованность, воз­никающая вследствие принятия нами различных социальных ролей и дей­ствия в различных обстоятельствах, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а с другой, мы стремимся преодолеть эту рассогласованность, изба­виться от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Л'-концепции в реальном жизненном проявлении чело­века играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, не может с легкостью «ре­зонировать» в других сферах.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заклю­чается в том, что индивид не может примириться с несогласованными об­разами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как че­ловеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.

Когда Джемс1 определил самооценку с помощью оригинальной формулы

Успех

Самооценка =,

Притязания

он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом де­ле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая чис­литель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для само­оценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от то­го, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Це­лый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимы­ми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, от­носительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограниченны, поскольку не можем игно­рировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может счи­тать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый — сильным и т.д. Кроме того, критерии самооценки нередко из­бираются до того, как появляется возможность испытать их по-настояще-

См.: James W. Principles of psychology. N. Y.: Holt.Rinehart and Winston, 1890.


Берне Р. Что такое Я-концепция 141

му. Часто лишь по прошествии времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но так­же оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в хо­де социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Ко­нечно, самооценку можно повысить, и отказавшись от общественных цен­ностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в груп­пах, жизнь которых протекает за пределами «нормального» общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и по­этому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуще­ствляется самим индивидом.

В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основ­ном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для по­зитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь не­приятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой.

В работе Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда1, а также в работе Шери­фа и Шерифа2 убедительно показано, что легче всего формируются или из­меняются те установки, которые являются наименее структурированными. Кроме того, как показали Шериф и Кэнтрил3, однажды сложившаяся уста­новка имеет свойство «самоподдержания». Поскольку в детстве Я-концеп­ция является как раз наименее структурированной, она обладает в этот пе­риод наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ре­бенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

1 См.: Hovland C.I.. Lumsdaine АЛ., Sheffield F.D. Experiments on Mass Communication.
Princeton: Princeton Univ. Press, 1949.

2 См.: Sherif M., Sherif C.W. An outline of social psychology. N. Y.: Harper and Row,
1956.

3 См.: Sherif M., Cantril C.W. The psychology of Ego involvement. N. Y.: Wiley, 1947.


142 Тема 14. Развитие личности

Именно в детстве, когда межличностное общение является особен­но важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ог­раничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоя­тельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид мо­жет легко повысить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг «видеть во всем только светлые сто­роны», отличаются негативными самоустановками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.