Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценочная составляющая Я-концепции






Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согла­ситься другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и не­которые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вы-


Берне Р. Что такое Я-концепция 133

зовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, ^-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показа­тели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их, Я-концепции. Скажем, достижение со­рокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, да­же оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть по­добных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеме­стно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), неред­ко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойствен­на тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это толь­ко кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с со­циальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концеп-ции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейт­ральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительство, может в некоторых случаях приобре­тать оценочное звучание, связанное, например, с «престижностью» данного района в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над лю­бой из характеристик вашего самоописания, вы, скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существую­щий иногда лишь на периферии сознания. В самом деле, мужчина вы или женщина, сопутствует вам успех или вас преследуют неудачи, спортсмен вы или болельщик, обладаете высоким или низким ростом — все эти харак­теристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценно­стных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Аффективная со­ставляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная состав­ляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Возьмите любые из ваших собственных характеристик. Воздейству­ет ли обладание этими качествами на ваше поведение в свете значимых


134 Тема 14. Развитие личности

для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Не зная вас, я тем не менее отвечу без колебаний: «Вне всякого сомнения».

Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его, Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, ус­пешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вооб­ще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на эк­заменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ори­ентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взрос­ления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в дру­гих жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может сни­зиться, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Ис­точником оценочных значений различных представлений индивида о се­бе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова «скучный», «тол­стый», «ленивый» содержат имманентную негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надежный» — позитивную. Источником оце­ночных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

На мой взгляд, термины «образ Я» или «картина Я», которые неред­ко употребляются в литературе как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представ­лений индивида о себе. Я предпочитаю употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я-концепции. Что­бы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей, большинство ав­торов прибегают к термину «самооценка». Так, Куперсмит1 называет само­оценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или не­одобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей са­моценности, значимости. Короче, самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных ин­дивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг2; для него это — позитивная или негативная установка, направленная на специ­фический объект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает сте-

1 См.: Coopersmith S. The antecendents of self-esteem. San Francisco: Freeman, 1967.

2 См.: Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. Princeton: Princeton Univ.
Press, 1965.


Берне Р. Что такое Я-концепция 135

пень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица­ние, негативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как бы­ло показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, оп­ределяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представ­лениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа ре­ального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различ­ных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпа­дения реального Я с идеальным считается важным показателем психи­ческого здоровья. В классической концепции Джемса1 представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, ко­торое определяется как математическое отношение — реальных дости­жений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооцен­ка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с ин-териоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными слова­ми, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценива­ют другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули2 и Мида3.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удов­летворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, ле­жат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпре­тации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

См.: James W. Principles of psychology. N. Y.: Holt.Rinehart and Winston, 1890. 1 См.: Cooley C.H. Human nature and the social order. N. Y.: Scribners, 1912. 1 См.: Mead G.H. Mind, self and society. Chicago: University of Chicago Press, 1934.


136 Тема 14. Развитие личности

Данные конкретных исследований убеждают нас в том, что мотиваци-онные и установочные структуры являются для человеческого Я поистине вездесущими. Поэтому мы можем с уверенностью фиксировать в, Я-кон-цепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оце­ночную и потенциальную поведенческую. Самые разнообразные источни­ки дают нам основания для этого вывода. Итак, в нашей книге мы будем рассматривать Л^-концепцию как динамическую совокупность свойствен­ных каждой личности установок, направленных на саму личность.

Как следует из такого определения, позитивную ^-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию се­бя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимо­заменяемые во многих работах, посвященных ^-концепции. В этой книге мы тоже будем употреблять их как синонимы, ибо все они обозначают представление индивида о себе, содержащее элемент оценки — в интерва­ле от безусловно позитивного до безусловно негативного значений.

В литературе, посвященной Я-концепции, можно найти два ее раз­вернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложен­ной выше. Первое определение принадлежит Роджерсу1. Он утверждает, что ЛГ-концепция складывается из представлений о собственных харак­теристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную на­правленность. Таким образом, это — сложная структурированная карти­на, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я — в прошлом, настоя­щем и будущем.

Во втором определении, принадлежащем Стейнсу2, ^-концепция фор­мулируется как существующая в сознании индивида система представле­ний, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оце­ночные представления, возникающие в результате реакций индивида на са­мого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

В заключение добавим, что, несмотря на употребление термина «Я- концепция» в единственном числе, мы подразумеваем множественность охватываемых ею установок.

1 См.: Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.

2 См.: Staines J.W. A psychological and sociological investigation on the self as a
significant factor in education. Unpublished PhD thesis, Univ. of London, 1954.


Берне Р. Что такое Я-концепция 137

Поведенческая составляющая Я-концепции

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хороню известен. Нередко прямое, непосредственное выра­жение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индиви­да или его страха перед возможными последствиями. Например, подрос­ток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учите­лю. Или выпускница педагогического колледжа, гуманистка и противни­ца авторитарных методов в воспитании, вынуждена перестроиться, отсту­пить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы, где уже существуют определенные нормы взаимоотношений учителей с уча­щимися.

Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, свя­занное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплек­са установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае яв­ляется сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и ус­тойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психоло­гической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждаю­щую меня от неприятных суждений. Но если речь идет об отношении к са­мому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бес­сильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изме­нить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.