Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замечания о старении






Мы настаивали, что процесс старения не обязательно то же самое, что «созревание» личности. Однако старение — нормальная стадия жиз­ни и поэтому заслуживает специального внимания теории личности. Значительное возрастание интереса к этой теме в последние годы вызва­но тем, что с 1900 г. средняя продолжительность жизни увеличилась


Олпорт Г. Зрелая личность 127

примерно с сорока до семидесяти лет. Вскоре будет все больше и боль­ше личностей, находящихся в престарелом возрасте. Проблема, что с ними делать, особенно остра из-за того, что «расширенная семья» ушла в прошлое. Родители, бабушки и дедушки редко теперь живут вместе со своими женатыми детьми и внуками. Их здоровье, экономическое благо­получие, одиночество и вопрос о том, могут ли они еще быть полезны об­ществу, — животрепещущие проблемы.

Недавние исследования показали, что многие старики отнюдь не стра­дают от слабости и нетрудоспособности. Вышедшие на пенсию и загнанные в фактическую изоляцию, они еще обладают высокими возможностями и сильной направленностью. Верно, что после 20—30 лет снижаются как биологические силы, так и острота чувствительности и сноровка в прохож­дении «тестов на интеллект». Но способности к пониманию, рассуждению и оценке это не касается. Наоборот, они могут улучшаться благодаря боль­шему доступному запасу опыта.

Исследования говорят, что показатели пожилых людей на производ­стве удивительно высоки. При равной с более молодыми рабочими произ­водительности труда у них меньше производственных несчастных случаев, ниже текучесть кадров. У них есть также тенденция к большей стабиль­ности и лояльности (если они не находятся под строгим наблюдением). Но они менее эффективны в работе, требующей непрерывных быстрых дей­ствий1.

Для пояснения возьмем статистику дорожно-транспортных происше­ствий. Молодые люди в возрасте до двадцати пяти лет имеют значительно более высокие показатели по тестам на моторную координацию и умения, но и частота автомобильных аварий у них намного выше, чем у водителей старше шестидесяти. Страховые компании признают этот факт, взимая очень высокие страховые взносы с молодых водителей. Ясно, что пожилые люди осторожностью и рассудительностью компенсируют то, что утратили в моторных навыках2.

Но рассмотрение старения только в терминах средней компетент­ности, средних установок и средних проблем кажется довольно поверх­ностным. Ни один старый человек, имеющий уникальную личность, раз­вивавшуюся на протяжении жизни, не может рассматриваться просто как воплощение усредненного типа. Уникальность сохраняется до могилы. Са­мый важный урок, который мы можем извлечь из многих психологичес­ких исследований, состоит в том, что старые люди не слишком отличаются после ухода на пенсию от того, какими были до этого. Их жизненный по-

' См.: McFarlandR. A. The psychological aspects of aging // Bulletin of New York Academy of Medicine. 1956. Vol. 32. № l.P. 14-32.

2 См.: DeSilva H. R. Age and highway accidents // Scientific Monthly. 1938. Vol. 47. P. 536-545; McFarland R. A., Moore R. C, Warren A. B. Human variables in motor vehicle accidents. Boston: Harvard School of Public Health, 1955.


128 Тема 14. Развитие личности

иск еще не завершен. Трагедия состоит в обрубании их возможностей стре­миться к дальнейшему росту. Кто может оценить, сколько мудрости теря­ет общество, глушащее развитие в последние десятилетия жизни?

Резюме

Психологи не могут сказать нам, что значат нормальность, здоро­вье или зрелость личности. Но каждый практически мыслящий человек, включая психологов и психотерапевтов, хотел бы это знать. Изучая гро­мадную литературу по теме, мы обнаружили много общего во взглядах исследователей, по крайней мере представляющих ценности западной культуры. В частности, мы нашли шесть критериев, отражающих облас­ти согласия. Зрелая личность: (1) обладает сильно расширенным чув­ством Я; (2) в состоянии тепло относиться к другим в интимных и не интимных контактах; (3) обладает чувством фундаментальной эмоцио­нальной безопасности и принятием себя; (4) воспринимает, думает и дей­ствует активно и в согласии с внешней реальностью; (5) способна к са­мообъективации, пониманию себя и юмору; (6) живет в гармонии с еди­ной философией жизни.

Цели психотерапии и консультирования иногда формулируются без учета всех этих критериев зрелости. Те же самые промахи отмечают нашу политику в отношении старых людей. Более разумно для этики и психо­логии было бы поощрять развитие человеческого потенциала во всех шес­ти направлениях с детства и до конца жизни.


А. И. Солженицын СТАРЕНИЕ1

Сколько написано об ужасе смерти, но и: какое же естественное она звено, если не насильственна.

Помню в лагере греческого поэта, уже обреченного, а лет — за три­дцать. И никакого страха перед смертью не было в его мягко-печальной улыбке. Я изумился. А он: «Прежде чем наступает смерть, в нас происхо­дит внутренняя подготовка: мы созреваем к ней. И уже ничто не страшно».

Всего год прошел тогда — и я испытал все это на себе сам, в мои тридцать четыре. Месяц за месяцем, неделя за неделей клонясь к смерти, свыкаясь, — я в своей готовности, смиренности опередил тело.

Так насколько же легче, какая открытость, если к смерти медленно подводит нас преклонный возраст. Старенье — вовсе не наказание Божье, в нем своя благодать и свои теплые краски.

Тепло видеть возню ребятишек, набирающих крепости и характера. Теплить может даже ослабление твоих сил, сравниваешь: а каким, значит, коренником я был раньше. Не вытягиваешь целого дня работы — сладок и краткий перерыв сознания, и снова ясность второго или третьего утра в день, еще подарок. И есть наслаждение духа — ограничиваться в поедании, не искать вкусовых переборов: еще ты вживе, а поднимаешься выше мате­рии. И тонкий голосок синиц в еще оснеженном полувесеннем лесу — вдвойне милее от того, что скоро ты их не услышишь, наслушивайся! А ка­кой неотъемный клад — воспоминания; молодой того лишен, при тебе же они все, безотказно, и живой отрывок их посещает тебя ежедень — при мед­ленном-медленном переходе от ночи ко дню, ото дня к ночи.

Ясное старение — это путь не вниз, а вверх. Только не пошли, Бог, старости в нищете и холоде. Как — и бросили мы стольких и стольких...

1 Солженицын АЛ. Собр. соч: В 9 т. М.: ТЕРРА, 1999. Т.1. С. 611. «Крохотка» вели­кого российского писателя - своеобразное case-study, выделение феномена в конкретном (возможно, уникальном) случае, поучительное в сравнении с усредненными данными пре­дыдущей статьи. (Примечание отв. редактора.) 9 Зак. 1664


Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие

Р. Берне ЧТО ТАКОЕ Я-КОНЦЕПЦИЯ1

Прежде чем вы начнете читать, взгляните на схему (рис. 1). Какие из приведенных характеристик вы могли бы отнести к себе? Отметьте те из них, которые являются, на ваш взгляд, наиболее устойчивыми.

А теперь распределите выделенные характеристики по трем столб­цам, выражающим ваше отношение к собственным качествам. Много ли нашлось характеристик, которые вас удовлетворяют? Будем надеяться, что


  Меня это радует
Я счастливый
У меня ничего не ладится D
У меня все получается
Я тугодум
Я неуклюжий
Я зануда
Я неудачник
Я добросовестный
Я обманщик
Я интроверт D
Я фантазер
Я оптимист
Я человек надежный D
Я раздражительный
Я хороший друг
Я подвержен настроению
Я общительный
Я религиозный
Я умный
Я слабовольный
Я опрометчивый
  Рис. 1. Шкала cai

 

Мне это Мне это
безразлично неприятно
а
D
а
а
а
а а
D D
а D
а
а а
D а
а а
а
а
а
а
D

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 30—47.


Берне Р. Что такое Я-концепция 131

большинство. В результате этой несложной процедуры вы получили на­бросок собственного портрета (весьма условный и фрагментарный), в ко­тором отразились какие-то грани вашей Я-концепции.

Эта процедура, конечно, не обладает ни надежностью, ни валидно-стью, но она заставляет задуматься о том, что же такое Я-концепция, и придает этому отвлеченному на первый взгляд понятию довольно кон­кретные очертания. Таким образом, первое, интуитивное представление о Я-концепции у вас уже сложилось.

Теперь давайте подумаем, что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой. Во-первых, вы описывали себя, пользуясь определенным на­бором характеристик, а во-вторых, пытались выразить довольно элемен­тарно свое эмоциональное отношение к собственным качествам. Следо­вательно, в ваших действиях присутствовали два момента, которые в этой книге будут рассматриваться как основополагающие аспекты Я-концеп-ции. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концеп-ции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связан­ную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе ду­мает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Я-концепция как совокупность установок «на себя»

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рас­сматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необос­
нованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-
оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражать­
ся в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. Образ Я — представление индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая
может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные чер­
ты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные
с их принятием или осуждением.


132 Тема 14, Развитие личности

3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные дей­ствия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в част­ности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и мно­жество других личностных проявлений, вклад которых в Я-концепцию мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основ­ных составляющих ^-концепции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.