Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тендерные роли






Тендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Усвоение од­ной из этих ролей начинается в тот момент, когда рождается ребенок и зву­чит сакраментальный вопрос «Мальчик или девочка?». Как только ответ получен (теперь благодаря ультразвуковому исследованию это стало воз­можным за месяцы до рождения ребенка), начинается процесс усвоения тендерной роли и ребенок запускается по одной из двух разных социаль­ных траекторий. Некоторые различия тендерных ролей сгладились благо­даря феминистскому движению, но в том, как воспитывают детей разного пола, до сих пор сохраняются значительные различия. В нашей культуре детей по-прежнему наряжают в голубой или розовый цвет, и они по-пре­жнему играют с куклами или машинами в зависимости от своего пола.

Кроме того, детям несложно увидеть, как тендерные роли исполня­ются взрослыми, и таким образом узнать, какого поведения общество ожидает от девочек или мальчиков. Несмотря на то что сейчас границы

1 См.: Stoller R.J. Sex and gender: On the development of masculinity and femininity. N. Y.: Science House, 1968.


Глейтмон Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 43

между ролями становятся нечеткими, дети по-прежнему могут заметить, что взрослые женщины (как мама) часто работают дома, бесплатно уби­рая, готовя еду и ухаживая за детьми, в то время как взрослые мужчины (как папа) ходят на работу и зарабатывают деньги. Если оба родителя зарабатывают деньги, дети могут обратить внимание на то, что они, как правило, делают совершенно разную работу: мама вряд ли станет рабо­тать водителем грузовика, а папа — секретарем. А еще дети узнают, что труд мужчин оценивается обществом выше, чем труд женщин: водите­ли грузовиков обычно зарабатывают больше денег, чем секретарши.

Дети замечают, что общество ожидает разного поведения от мужчин и женщин. От мужчин, как правило, ожидается, что они будут вести себя более жестко и агрессивно, эмоционально более сдержанно, и что они бу­дут больше интересоваться вещами, чем людьми. В противоположность мужчинам, женщины призваны подчиняться, быть эмоционально более экспрессивными и больше интересоваться людьми, чем вещами.

Несомненно, эти полоролевые стереотипы формируют социальный мир в целом и, в частности, влияют на взаимодействие родителей с деть­ми. Например, родители разговаривают с мальчиками и девочками по-разному1. Они по-разному с ними играют, причем с мальчиками — в ос­новном в активные игры2. Эти различия в стиле игры были наглядно показаны в одном из исследований. В нем матерей маленьких детей про­сили поучаствовать в эксперименте по изучению детской игры. Затем их знакомили с шестимесячным малышом, которого представляли как Джо или Дженни, и просили поиграть с ним несколько минут. Этот малыш всего лишь «играл роль», и его наряжали мальчиком или девочкой вне зависимости от его настоящего пола. Результаты показали, что в зависи­мости от того, представили им ребенка как мальчика или как девочку, участницы действовали по-разному. «Джо», как правило, предлагали по­играть с машинкой или погремушкой, а «Дженни» давали куклу. К тому же участники по-разному прикасались к малышу в зависимости от «его пола»: «Джо» часто подбрасывали, таким образом, воздействуя на все его тело, а с «Дженни» обращались мягче и нежнее3.

Дети ведут себя согласно ожиданиям взрослых. Уже с полутора лет у них можно заметить различия в поведении, обусловленные поло-ролевыми стереотипами. В три года они уже выбирают разные игрушки и предпочитают играть в компании детей своего пола4. Взрослея, они уз-

1 См.: Lamb M.E. The role of the father in child development. N. Y.: Wiley, 1997.

2 См.: O'Brien M., Nagle K.J. Parent's speech to toddlers: The effect of play context //
J. of Child Language. 1987. 14. P. 269-279.

3 См.: Smith C, Lloyd B. Maternal behavior and perceived sex of infant: Revisited //
Child Development. 1978. 49. P. 1263-1265.

4 См.: Huston A.C. Sex-typing // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of child
psychology. Vol. 4: Socialization, personality and social development / Hetherington M.E.
Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.


44 Тема 14. Развитие личности

нают много нового о стереотипах женского и мужского поведения. В од­ном исследовании мальчики и девочки должны были определить, отно­сятся ли предложенные характеристики в большей степени к мужчинам или к женщинам. Более 90 процентов одиннадцатилетних американских школьников решили, что прилагательные слабый, эмоциональный, чут­кий, мягкий, отзывчивый, притворный, разговорчивый, непостоянный и нежный, скорее всего, описывают женщин, а прилагательные сильный, агрессивный, буйствующий, жестокий, грубый, авантюрный, независи­мый, амбициозный и доминирующий — мужчин. При этом стереотипы у мальчиков и девочек приблизительно совпали1.

Многие из этих стереотипных представлений подкрепляются взрос­лыми и ровесниками. Когда маленькие дети играют с игрушками «не своего пола» (например, мальчик — с кукольным домом, а девочка — с игрушечной электродрелью), их родители склонны выражать неодобре­ние2. Это особенно характерно для отцов, которые активно возражают против подобного поведения своих сыновей. Девочкам чаще разреша­ются отклонения в этой сфере. Она может быть девчонкой-сорванцом, и это сойдет ей с рук; но если мальчик ведет себя как девчонка, над ним будут смеяться и упрекать его3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.