Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпатия .






Мы часто проявляем змпатию — непосредственную эмоциональ­ную реакцию на обстоятельства, в которых находится другой человек, даже когда в этом нет прямой необходимости. Мы видим, как другой человек мучается от боли на больничной койке, и ощущаем чужое стра­дание3 <...>. Эта разновидность эмпатической реакции довольно обычна, она обнаруживается у большинства людей и вызывается широким спек­тром стимулов: первые проявления такой реакции можно найти у де­тей уже в двух-трехдневном возрасте. Когда новорожденный слышит крик другого новорожденного, он вторит ему и его сердце начинает бить­ся быстрее4.

1 См.: Hoffman M.L. Moral development // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of
child psychology. N. Y.: Wiley, 1970.

2 См.: Rheingold H.L., Hay D.F., West M.J. Sharing in the second year of life // Child
Development. 1976. 47. P. 1148-1158; Radke-Yarrow M., ZahnWaxlerC, Chapman M. Child­
ren's prosocial dispositions and behavior // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of child
psychology. Vol. 4. Socialization, personality and social development / Hetherington M.E.
Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.

3 См.: Aronfreed J. Conduct and conscience. N. Y.: Acad. Press, 1968.

4 См.: Simner M.L. Newborn's response to the cry of another infant // Developmental
Psychology. 1971. 5. P. 136-150; SagiA., Hoffman M.L. Empathic distress in the newborn //
Developmental Psychology. 1976. 12. P. 175-176.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 37

Что вызывает проявление эмпатии в столь нежном возрасте? Соглас­но одной гипотезе, первоначально крик новорожденного вызывается его собственной болью или неудовольствием, вследствие чего звук собственно­го крика ассоциируется у него с чувством дискомфорта. Поэтому, когда он слышит крик другого ребенка, тот также ассоциируется у него с ощущени­ем страдания, что и вызывает эмпатический крик. Согласно альтернатив­ной гипотезе, некоторые эмпатические реакции являются врожденными, что весьма правдоподобно, если вспомнить о существовании врожденных реакций тревоги и страдания у многих животных <...>. Какая из двух гипотез ближе к истине, пока неизвестно, но, какая бы ни оказалась верной, ясно, что первые проявления сопереживания можно найти уже в самом начале жизни.

Но эмпатия означает только чувство сопереживания и отнюдь не обязательно — помощь. Помощь требует большего, чем просто чувство; она требует действий и знания того, как помочь. И научение тому, как помогают, — тоже часть социализации.

Представьте себе двухлетнего мальчика, который видит, что взрос­лому больно, — скажем, его мать порезала себе палец. Скорее всего, маль­чик почувствует эмпатию к маме и, как следствие, дискомфорт. Но к ка­ким действиям приведет его эмпатическое страдание? Как мы знаем по юмористическим зарисовкам, он принесет маме то, что обычно при­носит облегчение ему самому, — например, своего плюшевого мишку. И хотя мама будет тронута его желанием помочь, в данной ситуации она бы предпочла лейкопластырь. Дело в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы встать на позицию матери, и не понимает, что ее потребности не совпадают с его собственными1.

С возрастом мы начинаем лучше понимать, что чувствуют другие люди и как им помочь, если помощь требуется. Но и этого недостаточно, чтобы начать действовать, потому что помощь — не единственный способ снять эмпатическое страдание. Есть более простой, хотя и менее альтру­истичный способ — отвернуться. Так часто бывает в больших городах, где прохожие с детства привыкают к виду нищих и бездомных. То же случа­ется во время войны и в других ситуациях, где сердца и взрослых, и де­тей ожесточаются по отношению к чужой боли <...>. Таким образом, хотя эмпатия и является предпосылкой альтруизма, она не гарантирует его проявлений.

1 См.: Hoffman M.L. Empathy, its development and prosocial implications // Keasey C.B. (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. 1977. 25. P. 169-217; Hoffman M.L. Development of moral thought, feeling, and behavior // Amer. Psychologist. 1979. 34. P. 295-318; Hof­fman M.L. Empathy, its limitations, and its role in a comprehensive moral theory // Kur-tines W.M., Gewirtz L. (Eds.) Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.: Wiley, 1984.



Тема 14. Развитие личности


Нравственное сознание

До сих пор мы рассматривали развитие нравственного поведения. А как развивается нравственное сознание? Как у детей возникает и раз­вивается чувство того, что правильно, а что неправильно, и как их нрав­ственные представления меняются с возрастом?


 
 


 
Уровни Л и 2

Уровни 3 и 4 Уровни 5 и 6

го

7 10 13 Возраст, годы

 

Стадии развития нравственного сознания (по Колбергу)

Известный метод оценки степе­
ни развития нравственного сознания
был разработан Колбергом. Основой „

этого метода служила следующая
процедура: участникам эксперимен- 5

та предлагались истории, содержащие |

моральную дилемму. Например, исто- ^

рия о человеке, чья жена могла уме- |

I
Рис. 2. Нравственное сознание как функция возраста человека Часть нравственных суждений де­тей разного возраста соответствует одной из трех категорий суждений, выделенных Колбергом. В 7 лет практически все нравственные суждения формулируются в терми­нах избежания наказания или по­лучения награды (уровни 1 и 2). В 10 лет около половины суждений основываются на критерии социаль­ного одобрения или неодобрения или жестком наборе правил (уро­вень 3 и 4). С 13 лет некоторые дети ориентируются на более абстрактные нормы — социальный договор или набор абстрактных этических прин­ципов (уровни 5 и 6)

реть без дорогостоящего лекарства. Муж собрал все деньги, которые у него были, но их все равно не хвата­ло. Он пообещал заплатить остаток позже, но аптекарь отказал ему в необходимом препарате. В отчая­нии муж ночью взломал аптеку и украл нужное лекарство. Участников спрашивали, прав ли был муж, и если прав, то почему1.

Колберг проанализировал отве­ты всех участников и сделал вывод о том, что развитие нравственного созна­ния предполагает прохождение ряда стадий. Обобщая, можно сказать, что развитие нравственного сознания на­чинается с примитивной нравственно­сти, ведомой страхом наказания или желанием получить вознаграждение («Если Ваша жена умрет, у Вас нач­нутся проблемы»). За этой стадией следует более высокая, где правиль­ность или неправильность определяет­ся тем, что скажут люди («Ваша семья


1 См.: Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to socialization // Goslin D.A. (Ed.). Handbook of socialization theory of research. Chicago: RandMcNally, 1969.


Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Социальное развитие 39

Таблица 1

Стадии развития нравственного сознания (по Колбергу)


Уровень развития

нравственного

сознания


Мотив нравственного поведения


 


Первый Второй

Третий Четвертый

Пятый Шестой







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.