Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы социализации






Мы только что рассуждали о целях социализации. А с помощью каких механизмов достигаются эти цели? Одни теоретики подчеркивают роль подкрепления через вознаграждение и наказание. Вторые придают наибольшее значение научению через наблюдение. Третьи считают, что с возрастом ребенок все лучше и лучше понимает, что он хочет делать и почему. Наиболее близка к истине концепция, которая предполагает, что для социализации одинаково важны все эти три механизма.

Теория подкрепления

Согласно теории оперантного обусловливания, равно как и психо­аналитической теории <...>, дети социализируются с помощью кнута и пряника. Они предпочитают продолжать делать (или желать, или думать, или вспоминать) то, что ранее приносило им вознаграждение, и воздер­живаться от того, что ранее повлекло за собой наказание и тревогу.

Теория социального научения

Нет сомнений в том, что вознаграждение и наказание действительно играют важную роль в социализации. Но, по мнению многих психологов, теория, основанная исключительно на этом механизме, неполно отражает процесс. Они ни на минуту не забывают о том, что мы — животные, обла-

1 См.: Barry H., Child I.E., Bacon M.K. Relation of child training to subsistence economy // Amer. Anthropologist. 1959. 61. P. 51-63; Whiting B.B., Whiting J.W.M. Children of six cultures: A psychocultural analysis. Cambridge, Mass.; Harvard Univ. Press, 1975.


Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д Социальное развитие 29

дающие культурой, которая делает нас непохожими на всех других живот­ных, изучавшихся в лаборатории. Коты Торндайка должны были самосто­ятельно открыть изнутри проблемный ящик <...>: ни один другой кот не подсказал им, как надо поступить, он просто не мог этого сделать. А вот люди в течение всей жизни используют множество решений, найденных теми, кто шел впереди них. Им не приходится заново изобретать колесо или алфавит; им не приходится заново открывать способы добывания огня или учиться есть с ложки. Все это им показывают другие.

Подобные наблюдения привели психологов к созданию теории соци­ального научения. Согласно этой теории, научение через наблюдение — один из самых мощных механизмов социализации <...>. Ребенок наблю­дает за другим человеком, который служит ему образцом, а затем имити­рует то, что делал образец, научаясь таким образом чему-то, чего он не знал раньше. Дети видят, как взрослые забивают гвозди, и повторяют то же са­мое движение (если повезет, то не по пальцу и не по новой мебели).

Многие культуры поощряют имитацию как способ приобщения детей к миру взрослых. Например, в одном из сообществ Центральной Америки маленьким девочкам дарят миниатюрные копии кувшина для воды, мет­лы и ступки. Они смотрят, как работают их матери, и, повторяя за ними движения, самостоятельно приобретают нужные навыки1. В современном западном обществе тоже существует подобная практика: детям дарят иг­рушечные шкафчики с игрушечными инструментами, пылесосами и посу­дой, а также кукол, которых надо кормить и пеленать.

Надо заметить, однако что научение через наблюдение может быть осложнено. В некоторых случаях весь процесс научения явно происходит до того, как действие выполняется в первый раз (научение без выполнения; <...>). В других случаях научение может происходить без учителя (образ­ца) или без награды (научение без подкрепления). Даже в таком услож­ненном варианте имитация остается довольно распространенным спосо­бом научения у человека и других животных. Младенцы, например, могут имитировать выражение лица взрослых; некоторые исследования показа­ли наличие такого умения уже у новорожденных2. Естественно, по мере того как ребенок растет, растет и его способность к имитации.

Теория когнитивного развития

Другая точка зрения на социализацию изложена в теории когни­тивного развития, которая подчеркивает, роль понимания в межличнос­тном поведении и мышлении. С точки зрения данной теории, у детей присутствует понимание своих действий; они знают, что некоторые вещи

1 См.: Bandura A, Walters R.H. Social learning and personality development. N. Y.:
Holt, Rinehart.Winston, 1963.

2 См.: Meltzoff A.N., Moore M.K. Imitation of facial and manual gestures by human
neonates // Science. 1977. 198. P. 75-78.


30 Тема 14, Развитие личности

«хороши», а другие — «плохи», и почему их считают такими. Также у них есть понимание того, как надо относиться к другим (и почему), и по мере того, как их ум развивается, развивается и это понимание.

Как и приверженцы теории социального научения, сторонники ког­нитивного подхода признают центральную роль научения через наблю­дение в процессе социализации. Однако когнитивисты особо подчеркива­ют важность интеллектуальных операций для процесса научения <...>. Говоря об этой точке зрения, мы уже отмечали, что даже простое подра­жание требует сложных когнитивных операций. Чтобы понять это, пред­ставьте себе ребенка, который подражает своему пале, натягивающему брюки. Чтобы правильно натянуть свои штанишки, мальчику надо вы­полнить ряд пространственных транспозиций: папа стоит лицом в одну сторону, а он сам — в противоположную. Правда, абсолютное расположе­ние обоих участников действа можно проигнорировать, гораздо важнее относительное. («Моя нога относительно моих брюк должна быть в том же положении, что и нога моего отца относительно его брюк»). Ребенок должен отбросить многие незначимые детали («Мой папа стоит на ков­рике, а я — на голом полу»), но быть внимательным к деталям, которые существенны для процесса одевания («Когда папа начинает надевать брю­ки, их молния уже расстегнута, значит, я должен поступить аналогично»). Учитывая все эти сложности, легко понять, почему дети только с возрас­том научаются точно имитировать действия взрослых1.

Подражание детей взрослым не слепо и не иррационально. Новички-альпинисты, которые идут за проводником, не ведут себя как овцы, слепо идущие за бараном. Новички-альпинисты знают, что проводник доведет их до места по самой безопасной дороге. Подражающие дети не менее рацио­нальны, так как исходят из разумной предпосылки о том, что взрослые зна­ют о мире гораздо больше, чем они2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.