Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указ о служивых холопах 21 мая 1609 г.






Лета 7117-го мая в 21 день, государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии приказал князю Григорью Ивановичу Гагарину.

1. Которые дворяне, и дети боярские, и всякие люди, держат у себя людей по отцов своих крепостям, по кабалам и по докладным, а отцов их не стало, и тех людей велел государь, попрежнему своему государеву указу, отпущати на волю; и кому они учнут на себя давати служилые кабалы, тому они и холопи.

2. А у которых дворян и детей боярских и у всяких людей кабалы иманы на людей, и у тех людей в кабалном холопстве дети поросли, и бегаючи от старых своих государей, дали на себя иным кабалы, и тем людем по новым кабалам отказывати, и отдавати их, сыскиваючи, по старине, старым их государем, у кого они в холопстве родились.

3. А которые дворяне и дети боярские помрут, а после их останутся дети, а кабал они, после отцов своих на тех людей, которые родились у отцов их в кабалном холопстве, на свое имя не взяли; и тех людей указал государь, их отпущати на волю.

4. А которые холопи у государей своих служат безкабално, лет пять, или шесть, или десять и болши, а ныне они государем своим на себя кабал не дают, и тех холопей, которые холопи живут безкабално лет пять или шесть или десять и болше, приказал государь, их отдавати старым их государем, у кого они живут, до своего государева указу, а о том рекся государь говорит з бояры.

 

Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII вв. / Под ред. А.А.Зимина. – М.: Соцэкгиз, 1962. – 751 с. – С. 216-217.

 

Челобитная дворян об отмене «урочных лет» и окончательном закрепощении крестьянства (1641 г.)

В прошлом, во 149-м году били челом государю царя и в. к.[18] Михаилу Федоровичю всеа Русии дворяне и дети розных городов всею землею. Бегают де из-за них старинные их люди и крестьяне в розные городы в большие поместья и в вотчины в патриарши, и в митрополичьи, и в архиепискупли, и в Троецкие и розных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чорные волости, и за бояр, и за окольничих, и за стольников, и за стряпчих, и за дворян московских, и за всяких чинов людей на льготы. И те де многие помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым людем и крестьяном на пустых местех слободы строят, а их поместья и вотчины от того ставятца пусты. И те ж их беглые люди и крестьяне, выжив за теми людми урочные годы и надеясь на тех сильных людей, где хто учнет жити, приходя из-за тех сильных людей, и достальных людей и крестьян из-за них подговаривают и домы их пожигают и разоряют всяким разореньем; да на тех ж их беглых крестьян, укреплея их вперед за собою, емлют на них ссудные записи и всякие крепости в больших неоплатных ссудах и займех. А которые де посадцкие тяглые люди живут за сильными людми и за монастыри в закладчикех, и от тех закладчиков им и людем их и крестьяном обиды и насильство многое в городех, и по торшком, и по слободам, и на посадех: людей их и крестьян грабят и побивают и на мытах и на перевозех перевозы и мостовщины емлют мимо государева указу и сверх государевых уставных грамот. А в городех воиводы и приказные люди на тех людей в их насильствах суда не дают, а отказывают им, что им их в городех судить не указано.

А которых они беглых своих крестьян за кем проведают, а урочные лета тем их крестьяном не дойдут, а они в тех своих беглых крестьянех суда и указу добитца не могут; а которые, и засудясь, за судным делом за вершением волочатца многое время, а бояре и окольничие за делы в полате не сидят. А как де бояре по сто двадцать осмой год в полате сидели, и им о своих обидах и о всяких делех бити челом было незаборонно. А которые де их беглые крестьяне из урочных лет выйдут, и в тех им крестьянех и без суда урочными леты отказывают. А в прежних де годех и при прежних государех в тех их беглых крестьянех урочных лет не бывало: крепки им крестьяне были по поместным дачем и по писцовым книгам и по выписям, кому хто старее в дачех. Да им же указано на патреярших и на владычних приказных людей, на крестьян и на монастыри в обидах и во всяких исковых делех суд давати на три сроки: на Тройцын да на Семень день, да на рождество Христово, и им де на те сроки к Москве приезжати не мочно, что в то время живут по службам; да и в городех де на их слуг и на крестьян также суда не дают, а они из-за них людей и крестьян вывозят и землею их владеют насильством и людем их и крестьяном всякие обиды делают, а от суда отымаютца теми указными сроки, и, против того поклепав, на них ищут большими монастырскими иски. А кому доведетца по писцовым книгам и по сыску беглых крестьян отдати, и те люди, у ково их возмут, на тех их крестьянех ищут по судным записям и по заемным памятем и по всяким крепостям большие ссуды, и они для тех больших исков и прямых своих крестьян поступаютца для московские волокиты. И хто из-за ково беглово своиво крестьянина возмет, и на тех людех владения имати не указано, а они де в те лета с своих пустых жеребьив всякие подати платят. И государь бы их пожаловал, в тех обидах и в насильствах крестьянских велел свой государев указ учинить: а велел их во всяких делех судить по судебнику блаженные памяти царя и великого князя Ивана Васильивича всеа Русии, и за их за судными и за всякими спорными делы велел бы государь сидеть в полате бояром, а не в судных приказех, а беглым из-за них крестьяном пожаловал бы государь урочные лета велел отставить, а велел им тех их беглых крестьян отдавати по помесным их дачем и по писцовым книгам и по выписям, кому хто чем крепок, а людеи так же отдавати по крепостям. А на патреярших и на владычних приказных людеи и на крестьян, и на Троецкой и на иные монастыри в-ых обидах и в насильствах велел суд давати безсрочно с верою с кресным целованьем, а не з жеребья, и в беглых крестьянех велел им свои государев указ учинить. А которые судьи учнут судить не по правде, и с теми б судьями в-ых неправедных судех велел бы государь перед бояры давати очные ставки. И со всякими людми велел бы их государь судить на Москве и в городех безсрочно, а на них бы велел государь искати где хто судим. И посулы б государь велел вывесть. А которые их братья не по правде обинены, и поместьями их и вотчинами сильные люди у них завладели не по праведному суду и сыску, и в том бы государь пожаловал — велел суд и сыск дати...

И 149 году июля в 23 день государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, слушев челобитья дворян и детеи боярских, указал и бояре приговорили: во крестьянстве на всяких чинов людей и в насильстве давати суд. А которые всяких чинов люди, хотя беглых чюжих крестьян за собою укрепить, имали на них кабалы и записи во многой ссуде, и будет которые беглые крестьяне и бобыли кому доведутца отдати, а те люди учнут по тем ссудным записям и кобалам на тех людех, кому те крестьяне отданы будут, искать, и тем людем в том отказати: не принимай чюжих крестьян и бобылей и не давай им ссуды; и тем кабалам и ссудным записям не верить и те записи и кабалы имати и в книги записывать, и которую ссуду давал и с тою ссудою отдавати тем, которым те крестьяне доведутца по суду отдавати...

Крестьян и бобылей за государя царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии в иво государевы дворцовые села и в чорные волости имати и из иво государевых дворцовых волостей и из чорных волостей отдавати за десять лет; также из-за патреярха и из-за митрополитов и из-за властей, из-за бояр и из-за окольничих, из-за думных людей, из-за стольников, из-за стряпчих, из-за дворян московских, из-за дьяков, из-за жильцов, и из-за дворовых и всяких чинов московских людей из городов дворяном и детем боярским, и иноземцом, и вдовам, и недорослям, и монастырем, чей хто ни будь, имати и отдавати за десять лет назад сентября с 150 году.

А в крестьянстве суд давати и крестьянства и крестьянских животов и владения искати вместе со крестьяны, а не врознь. А хто станет искать крестьянских животов и владения не вместе со крестьяны, и тем отказывати и суда не давати. А которые люди приезжали в деревни и детей боярских или людей их и крестьян побили до смерти, и в то ж время людей и крестьян вывозили, и про смертное убивство и которые в то ж время, как убивство учинилось, людей и крестьян вывозили, сыскати вместе с тем же убивственным делом со 121 году. А сыскивати про те убивства всякими сыски накрепко, и будет до ково дойдет, и в том деле пытати. А которые люди людей и крестьян вывезли насильством, и про то сыскивати за пятнадцать лет, а беглых крестьян за десять лет. А которые люди помесными и вотчинными землями и крестьяны и людьми завладели насильством, и которые, приезжая, били и грабили и жон и дочерей позорили и свозя к себе в чепи и в железех держали, а иные и записи на них и всякие крепости имали и вымучивали, и про то по государеву указу велено сыскивати. А в беглых крестьянех и хто землею и лесы и водами и всякими угодьи мимо своих дач завладели, и в том давати суд. А которые всяких чинов люди хто у ково насильством крестьян вывез, а про то сыщетца подлинно, крестьян отдати со всеми животы, да сверх тово крестьянского владения за крестьянина в указные лета взяти на год по пяти рублев. А которые люди учнут крестьян искати беглых вывозными, а про то сыщетца, что те крестьяне не вывозные — беглые, и тот истец лишен крестьянина своиво и крестьянских животов и иску. На пашенных на всяких людей суд давати октября с 1-го числа апреля по 1 число для пашенного времени; а апреля с 1-го числа октября по 1 число суда не давати...

Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII вв. / Под ред. А.А.Зимина. – М.: Соцэкгиз, 1962. – 751 с. – С. 367-370.

Грамота в Суздаль о сыске посадских людей (1638 г.)

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, в Суздаль, воеводе нашему Гаврилу Андреевичу Вельяминову. В нынешнем во 147 году сентября в 12 день[19] указали мы боярину нашему князю Петру Александровичу Репнину да дьяку нашему Мине Грязеву сыскивать на Москве и в городех за патреархом, и за монастыри, и за бояры нашими, и за околничими, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими и всяких чинов людми, закладчиков и в черных сотнях и в слободах и в городех тяглых людей, которые вышли из черных сотен и из слобод и в городех с посаду с тягла, с московского разоренья, как мы великий государь царь и великий князь Михайло Федоровичь всеа Русии воцарились: которые тяглые люди при нас в тягле были, или у тяглых людей сиделцы или наймиты, а сидели в лавках и торговали от них, а объявятся на них у кого какия кабалы или иныя какия крепости со 121 году[20] и посяместа, или у кого во крестьянстве и в писцовых книгах те тяглые люди написаны, и те люди по тем крепостям тем людем не крепки, указали мы тех людей имать за нас, на их тяглые дворы, где кто живал, по старому; а которые тяглые люди, или их дети, или наймиты и сиделцы до нашего обирания в тягле были, а при нас со 121 году в тягле не были, а объявятся на них кабалы или крепости, или во крестьянстве, и тем людем те люди крепки, тех людей в сотни и в слободы не имать. А сыскивать тех людей указали мы по росписям, каковы росписи подадут сотские и старосты за руками: и которые люди были в закладчиках за патриархом, и, за монастыри, и за бояры нашими, и за околничими, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими и всяких чинов за людми, а в роспросе скажут, что они живали в сотнях и в черных слободах у хозяев своих в наймех урочные годы, а в тягле не бывали, а торговали всякими товары у хозяев своих, а отжив урочные годы отходили от хозяев своих прочь, а живут ныне у разных чинов людей в закладчиках, или в пушкарех, или в стрелцех, указали мы имать за нас на посад по прежнему, где кто жил наперед сего; а хоромы они которые ставили, живучи за теми людми, указали мы отдавать с места и животы им закладчиком; и о том указали мы во все городы, к воеводам нашим и к приказным людем, послать грамоты. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б в Суздале посадских земских старост и целовалников и всех суздалцов посадских людей велел ставить перед собою в съезжей избе и их роспрашивал: кто имяны суздалцов посадских людей, и их братьи, и детей, и племянников, и сидельцов, с посадов со 121 году за патреарха, и за монастыри, и за бояр наших, и за околничих, и за столников, и за стряпчих, и за дворян московских, и всяких чинов за людей, в поместья и в вотчины в крестьяне вышли; и в стрелцы, и в пушкари, и в затинщики, и в воротники, и в казенные плотники, и во всякие службы стали; и в котором году кто их из Суздаля с посаду и с тягла вышел; и с чего кто, живучи в Суздале на посаде, оброк в нашу казну платил на год; и сколко лет за кем кто живет, и от какия налоги кто вышел; или кто скажет, что они жили в Суздале на посаде в сиделцех или в наймех в Суздале на посаде у посадских людей, и кто сколко лет и за кем имянем жил; и ты б те закладчиком и всяким беглым посадским людем и тяглым людем велел приносить имянную роспись, за их посадских людей и за отцов их духовных руками, а в те росписи велел им писать имянно, порознь, по статьям, и тех людей, которые вышли с посаду с тягла и живут в Суздале за патреархом, и за монастыри, и за бояры нашими, и за околничими, и за столниками, и за стряпчими, и за дворяны московскими и всяких чинов за людми, и за суздалцы за дворяны и за детми боярскими, в закладчиках и во дворниках, и в стрелцах, и в пушкарех, и в затинщиках, и в воротниках, и в казенных плотниках, по их суздалцов посадских людей имянной росписи велел подать на статныя поруки и поручныя записи по них поимал до нашего указу, да те росписи, за их посадскими за Старостиными и за целовалниковыми и отцов их духовных за руками, и статныя поручныя записи прислал к нам к Москве; да будет суздалцов посадских старост и целовалников... написано будет во крестьянех за патреархом, и за монастыри, и за бояры нашими, и за околничими, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и всяких чинов за людми, во крестьянех, а поместей их и вотчин прикащики и старосты и крестьяне будет тех суздалцов посадских людей по росписям учнут у собя таить, и ты б тех патреарших, и монастырских, и боярских, и околничих, и столников, и стряпчих, и дворян московских, и всяких чинов людей прикащиков и старост и целовалников и крестьян лутчих людей, в тех посадских и в беглых людех, потому ж велел подавать на статныя ж поручныя записи, и велел тех прикащиков и старост и целовалников и крестьян ставит перед собою в съезжей избе, и их про тех посадских людей, которые живут за ними во крестьянех, роспрашивал подлинно, да о том отписал; а отписку, и росписи за руками, и роспросныя речи тех закладчиков и всяких беглых посадских людей суздалцов, и тех людей потому ж роспросныя речи, за кем кто жил и по чему кто им крепок, по писцовым и по дозорным книгам, или по иным каким крепостям, списав у них с тех крепостей списки, и поручныя записи, прислал к нам к Москве и велел подать в приказе Сыскных дел боярину нашему князю Петру Олександровичу Репнину да дьяку нашему Мине Грязеву; да с старых и с новых с писцовых и с дозорных книг и с окладных списков суздалцов у старост и у целовалников и у посадских людей поимал у них имянные списки и списав с них слово в слово, за их и за отцов их духовных руками, со 121 году, а подлинные отдавал им назад, да те списки и росписи их и посадским беглым людем, которую роспись тебе подадут, где кто в закладчиках живет, потому ж прислал к нам к Москве. Писан на Москве, лета 7147 сентября в 30 день.

Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII вв. / Под ред. А.А.Зимина. – М.: Соцэкгиз, 1962. – 751 с. – С. 385-387.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.