Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заикание при неврозе навязчивых состояний.






Кроме синдрома навязчивости и отдельных неврастенических симптомов у больных не обнаруживалось каких-либо характеро­логических отклонений. Для всех обследованных оказалась ти­пичной связь синдрома навязчивости только с речевым расстрой­ством, навязчивости иного содержания, как правило, отсутство­вали. Заикание выступало в небольшом и строго избранном кру­гу конфликтных ситуаций. Речевой дефект не сопровождался развернутыми и глубокими перестройками в нервно-психичес­кой сфере. Однако в конфликтных ситуациях у больных возни­кали сильные логофобии, которые значительно затрудняли рече­вые контакты и изменяли поведение заикающихся. Осознавая нелепость и беспричинность многих навязчивых страхов, боль­ные не могли усилием воли справиться с ними. Заикающимся были свойственны и навязчивые мысли о заикании, но эти мыс­ли не доминировали в их сознании и появлялись только при непосредственном столкновении с психотравмирующей ситуа­цией. Пытаясь преодолеть эмоциональные нарушения и присту­пы судорог, больные прибегали к разнообразным защитным при­емам, которые скрывали от окружающих. В осуществлении зна­чимых потребностей и стремлений заикание не создавало у боль­ных больших препятствий.

5. Заикание при истерии....Больным были свойственны по­вышенные впечатлительность и внушаемость, неустойчивость и инфантильность эмоциональных проявлений, болезненное самолюбие, недостаточность объективной оценки многих из своих действий и действий окружающих, постоянное стрем­ление обратить на себя внимание, театральность поведения. Эти характерологические особенности обусловливали пре­увеличение тяжести симптоматики заикания, неверную связь многих жизненных неудач только с речевым нарушением, подчеркнутое демонстрирование его проявлений. Агграва­ция заикания использовалась больными и как один из при­емов в системе средств «театрального поведения», и как за­щитная реакция на конфликтные жизненные обстоятельства. В период речевого общения у заикающихся возникали быс­трый темп произношения, двигательная расторможенность, манерность мимических и пантомимических движений. У боль­ных этой группы не отмечалось стойкой связи заикания с ка­кими-либо ситуациями: в любой ситуации при благоприятных для них условиях речь могла быть хорошей. Заикание не пре-

пятствовало у наших обследованных достижению значимых потребностей и стремлений.

6. Заикание при «органоневротических» синдромах....Особен­ности заикания были связаны с органическими поражениями нервной системы и со стойкими личностными изменениями: эмо­циональной слабостью, ипохондричностью или с повышенной раздражительностью, эффективностью, с инертностью нервно-психических процессов. Во время речи отмечалось чрезмерное напряжение в общемоторной сфере. Частые, широко распрост­ранявшиеся и длительные судороги возникали во всех ситуаци­ях. Трудности в установлении речевых контактов были постоян­ны, многие больные вследствие сильных приступов судорог избегали общения в широком кругу ситуаций. Результатом этого являлись стойкие логофобии, доминирующие мысли о заикании, ипохондрическая фиксация на дефекте. Заикающиеся испыты­вали глубокое чувство малоценное™, они считали себя оторван­ными от общества; некоторые были склонны к суицидным мыс­лям. Тяжелые судорожные явления у большинства вызывали замедление темпа речи и у всех обследованных — ярко выражен­ные нарушения внятности произношения, паузации, интонации и других просодических компонентов. Нарушения просодии усу­гублялись часто встречавшимися у больных дислалиями и стер­тыми дизартриями. Заикание создавало значительные препят­ствия при осуществлении большого числа важных для личности потребностей и стремлений.

7. Заикание при отсутствии репрезентативных нервно-психи­ческих расстройств....Отсутствие у заикающихся нервно-психи­ческих расстройств способствовало тому, что в симптомокомп-лексе заикания доминировали моторные нарушения, которые в целом не влияли на речевую коммуникацию и не мешали осуще­ствлению потребностей и стремлений.

В каждой клинической группе существует зависимость мно­гих показателей заикания от особенностей нервно-психических заболеваний и состояний больных. Включаясь в структуру опре­деленного нервно-психического заболевания, заикание приоб­ретает своеобразные черты, которые находят свое выражение прежде всего в особенностях речевого общения заикающихся на разных уровнях ситуационно-речевой сложности, в особеннос­тях функционирования их эмоционально-волевой сферы в про­цессе речевой деятельности, а также в моторно-динамическои стороне речевого акта.

Педагогические пути устранения речевых наруше­ний у детей.Л., 1976.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.