Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блокирование типовых проявлений сознания есть йога.






Сутра состоит из четырех слов: «йога», «читта», «вритти», «нирод-

ха». Здесь мы не будем объяснять слово «йога», поскольку значе-

ние его станет более понятным после 195-й сутры.

В основе понятия читты лежит идея видения. «Читта» происхо-

дит от «чит», что означает видеть, сознавать, быть осознающим.

Следовательно, читта означает индивидуальное сознание, которое

включает сознательное состояние ума, подсознательное, а также

бессознательное состояние ума. В целом термин «читта» охватыва-

ет эти три состояния индивидуального ума. Эта трактовка отлича-

ется от понятия, принятого в веданте. Здесь [в йоге] читта пред-

ставляет полное индивидуальное сознание, которое заключает в

себе три состояния: чувственное или объектное сознание, субъект-

ное или астральное сознание и бессознательность или ментальное

состояние скрытой потенциальности. Эти три состояния чистого

сознания следует понимать как читту, о которой идет речь в данной

сутре.

В Мандукья упанишаде вполне определенно рассматриваются

четыре состояния или измерения сознания. Если вы прочтете эту

упанишаду или комментарий к ней, ваше личное сознание станет

для вас понятнее. В данной сутре читта [также] представляет все

четыре измерения сознания, но как символ [того, что подлежит

блокированию] она включает только три измерения. О трех изме-

рениях говорится как о читте, а о четвертом измерении — как об

атмане.

Кратко можно сказать, что атман плюс читта есть дживатман —

индивидуальное сознание; дживатман минус читта есть атман. Но

это только примерное объяснение слова.

Что имеется в виду под блокированием? Значит ли это, что мы

блокируем наши мысли, видение, дыхание, желания и личностные

комплексы, препятствуя им и останавливая их? Если это так, то [в

данной сутре] Патанджали вводит понятие подавления. Это соот-

ветствует истине до тех пор, пока читта рассматривается в свете

ума — инструмента основного знания. Но, когда под читтой пони-

мается личностное сознание вообще, дающее происхождение раз-

личным проявлениям в ментальной и астральной сферах, тогда

предположение относительно подавляющего воздействия будет

справедливо только наполовину.

Выражение «ниродха» явно означает процесс блокирования, но

это не следовало бы понимать как блокирование фундаментальной

материи сознания. Фактически из этой сутры ясно, что это дейст-

вие по блокированию типовых проявлений сознания, а не самого

сознания. Как практикующие йогу вы, конечно, согласитесь, что

выражение, [используемое] в данной в сутре, подходит к йогичес-

кому состоянию медитации, когда типовые проявления сознания

становятся блокированными. Немного позже из этой главы вы уз-

наете о фундаментальной структуре и природе читты, ее действии

и реакции. В этой же сутре только констатируется, что различные

состояния сознания, в том числе фундаментальное, могут быть до-

стигнуты путем блокирования потока сознания.

Когда вы ночью ложитесь спать и входите в бессознательное со-

стояние сознания, что происходит с вашим чувственным восприя-

тием, вашим телом и мозгом? Они умирают или это есть процесс

блокирования потока чувственного восприятия и ментального со-

знания? Конечно, это состояние, в котором психические функции

оказываются отсеченными от сферы личного сознания. Поток

вритти изменяется, и поэтому вы испытываете на опыте другую

плоскость, [воспринимаете] другие объекты, события, людей, мес-

та и процессы. Все это вритти, относящиеся к другому состоянию

сознания и проявляющиеся благодаря процессу блокирования ес-

тественных вритти. Если вы проанализируете все такие состояния,

где индивидуальное сознание проявляется отличным от обычного

образом, в других формах и измерениях, вы придете к пониманию,

что процесс вритти отличается от [процесса] осознавания. Вы пой-

мете, что можно блокировать этот поток вритти и преодолеть огра-

ничения сознания, или даже положить конец этому когда-либо во-

площающемуся потоку вритти.

Это снова подводит нас к факту, что существует определенный

процесс, который не касается обычных состояний и отличается от

всего того, что имеет отношение к телу, разуму, чувствам и пране.

Это то сознание, которое сохраняется от состояния к состоянию.

Этот процесс есть сознание — состояние постоянного и неруши-

мого осознавания.

В нас существует сознание, которое безотносительно к телу.

Оно может быть [связано] с телом, но в то же время может сущест-

вовать и без тела или быть вне его. Это и есть то, что должно быть

блокировано. Это не те обычные мысли, которые нам приходится

подавлять. Эти мысли — просто ничто, малая доля нашего созна-

ния. Это покажется фантастичным, невообразимым, но речь идет

об области сознания, которая вне границ. Она находится за преде-

лами тела; иногда существует с телом, но иногда — и без тела. Мы

называем его [это сознание] анантой — бесконечным, безгранич-

ным. Итак, с помощью определенных практик, с которыми мы по-

знакомимся в следующей главе, можно иметь возможность блоки-

ровать этот невидимый процесс сознания.

Постарайтесь хорошо это понять. Поток сознания, о котором

идет речь, не есть поток ваших мыслей или ума; это не поток ва-

ших чувств, влечений и желаний; это не род ваших эмоций или

опыта. Слово «читта» означает сознание как целое, существующее

как внутри, так и снаружи тела, как с телом, так и без него. Образ-

но, сознание подобно нити, соединяющей множество жизней и

воплощений. Поэтому слово «ниродха» не означает блокирование

мыслей, желаний, амбиций, страстей и т.д., а означает действие

или действия по блокированию процесса сознания, ответственно-

го за перевоплощение.

Вритта означает круг, а вритти — круговой. Когда вы бросаете

камень в пруд, вода как бы движется от центра в форме кругов.

Аналогичным образом, сознание __________имеет свои «круговые» типовые

проявления. Они не [аналогичны распространению] вдоль гори-

зонтальной или отвесной линии; они подобны кругам [на воде].

Таким образом, сознание движется в соответствии с некой круго-

вой моделью. Поэтому состояния читты, способы действия ума на-

зываются читта вритти.

Ниродха происходит от базового слова «родха» и означает дей-

ствие по блокированию. От этого корня произошли многие слова:

«авародха», «ниродха», «виродха». Авародха — это препятствие,

ниродха — блокирование, виродха — сопротивление. Это проясня-

ет идею блокирования. Подходим к конечной точке — что такое

йога. Сутра отвечает, что йога — это блокирование появляющихся

типовых проявлений во всех измерениях сознания. Это не только

отключение себя от внешнего мира, с которым вы сталкиваетесь

каждое утро или вечер, но и отбрасывание в сторону видений, ко-

торые у вас бывают в глубокой медитации или в высшем самадхи.

Состояние йоги появляется, когда вы выходите за пределы прояв-

лений сознания на различных планах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.