Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карма йога






Карма йога предлагается тем, кто активен от природы. Специ-

ально она не упоминается, но, безусловно, подразумевается во

многих строфах. Например, яма и нияма подразумевают практику

карма йоги в повседневных делах и при выполнении своих обязан-

ностей. Также карма йога подразумевается в строфах по бхакти йо-

ге.

Патанджали понимал, что успех в бхакти йоге автоматически

влечет за собой успех в раджа йоге, джняна йога ведет к совершен-

ству в раджа йоге и так далее. Он осознавал, что личность, следую-

щая по пути раджа йоги, должна интегрировать в себе все аспекты

своего бытия. Мелочность и эгоизм должны быть устранены од-

ним из доступных методов.

Все негативные и ограничивающие функции ума должны быть

стерты.

«Остановка вритти (ментальных видоизменений) может быть

достигнута посредством вайрагьи (непривязанности) и абхьясы

(практики йоги)». Гл. 1: 12

Эта установка объемлет все пути и техники йоги. Ничего не ис-

ключается. Они все ведут к успеху в йоге.

Вийога ведет к йоге

Большинство людей знают, что слово «йога» означает «единство»,

но Патанджали в своей Йога-сутре представляет на рассмотрение

йогу как процесс разделения. Как это противоречие может быть

объяснено? Это можно объяснить в терминах философии санкхья,

на которой основывается Йога-сутра.

Санкхья разделяет существование и индивидуальное бытие на

два аспекта: пурушу (сознание) и пракрити (природу, энергию, про-

явленное бытие). При этом нужно помнить, что это только теория,

которая, как и все другие философские учения, никогда не сможет

истинно представить реальность, каким бы грандиозным это уче-

ние ни было. Существование и индивидуальное бытие появляются,

когда соединяются пуруша и пракрити. Под пурушей и пракрити

подразумеваются соответственно драшта (видящий) и дришья (ви-

димое). Пуруша означает субъектное бытие, пракрити — объект-

ное, внешнее существование.

Процесс и практика йоги имеют дело с вийогой, отделением

пуруши от пракрити, видящего от видимого. Это отделение созна-

тельности от отождествленности со средством — телом-умом. Это

разделение и различие между сознательностью и телом-умом мо-

жет быть понято только через личный опыт. Ни чтение большого

количества книг, ни продолжительные обсуждения не могут заста-

вить осознать истину и реальность этого отличия, — только лич-

ный опыт, непреодолимый и ошеломляющий.

Этот личный опыт будет преобразовывать всю вашу жизнь, он

обеспечит платформу, на которой можно понять свою жизнь и бы-

тие. В своем бытии вы обнаружите новое измерение, о котором

никогда не подозревали. Процесс йоги разработан таким образом,

чтобы внести вийогу — разделение между видящим и видимым.

Это ведет к йоге — единству как кульминации процесса. Прежде

всего, пуруша и пракрити должны быть разделены, а затем, когда

это достигнуто, они становятся видимыми как одно и то же. Та-

ким образом, вийога (практика йоги) ведет к йоге на высшем

уровне.

Другой способ объяснения данного положения вещей заключа-

ется в следующем. Чистое сознание (пуруша) привязан к низким

уровням сознания посредством ошибочного отождествления с те-

лом-умом (пракрити). Целью йоги является освободить пурушу от

пракрити. Свамиджи определяет йогу как «(метод), с помощью ко-

торого сознание разъединяется с заблуждением по поводу разума и

проявленного мира. Йога (единство) есть результат».

Опыт различения и разделения чистого сознания от разума и

тела ведет к осознанию единства всех вещей. Все пути йоги и тех-

ники используют этот процесс устранения ограничений разума и

тела, вследствие чего джняна (запредельное знание) может сиять в

своем полном великолепии. Совершенство разума ведет к само-

произвольному сиянию чистого сознания.

Природа ума

Современная философия проявляет тенденцию рассматривать ум

как источник осознанности и сознания. Патанджали ясно излага-

ет точку зрения йоги, когда говорит, что ум не может быть источ-

ником сознания, потому что он может также восприниматься как

объект (строфа 4: 19). Ум не высвечивает сам себя.

Современная наука склоняется к тому, чтобы считать как ум,

так и сознание выражением и проявлением материи. Йога со сво-

ей стороны говорит, что в действительности материя является гру-

бой формой и проявлением разума; материя управляется умом, а

не ум — материей. Материальный мир, который мы видим вокруг

себя, на самом деле есть выражение более тонких ментальных ас-

пектов существования.

Отвлекаясь от этих двух фундаментальных отличий, йога и со-

временная мысль согласуются по многим аспектам, касающимся

ума. В соответствии с философией Юнга, ум может быть класси-

фицирован по трем различным измерениям: сознательному, под-

сознательному и бессознательному. Они могут быть соотнесены с

терминами йоги следующим образом.

Сознательный ум — стхула (грубое измерение), джагрит (состояние

бодрствования), внешнее мышление и воспри-

ятие окружающего мира.

Подсознательный ум — сукшма (тонкое измерение), свапна (со-

стояние сна), индивидуальная память, самска-

ры (ментальные тенденции).

Бессознательный ум — карана (причинное измерение), сушупти

(состояние глубокого сна), космические кол-

лективные самскары и память.

Эти области содержат инстинктивный, интеллектуальный,

психический и интуитивный аспекты человека. Целью йоги Па-

танджали является исследование этих различных ментальных сфер

с тем, чтобы познать их. Цель — перейти от сознательного к под-

сознательному, а от него — к бессознательному.

Некоторые люди понимают или даже в какой-то степени при-

знают невероятную глубину ума, но ни одна философская система

не пыталась определить его содержание.

В тоже время Вьяса, один из наиболее глубоких комментаторов

Йога-сутры Патанджали, который жил вероятно две тысячи лет

назад, реально разделил и классифицировал подсознательный и

бессознательный ум на семь аспектов. Это следующие его прояв-

ления.

1. Сдержанные самскары (ментальные отпечатки, вызванные ин-

дивидуальным подавлением).

2. Самскары, которые заставляют действовать особенным образом.

Эти хранимые в памяти тенденции могут предшествовать рож-

дению. Они определяют действия, болезни, таланты и т.д.; это

наследственный аспект человека.

3. Скрытые, невыразимые данные памяти от прошлых событий.

Они скрыты и накапливаются в коллективном бессознательном

за пределами обычных ограничений индивидуального осозна-

ния.

4. Инстинктивные рефлексы, которые управляют вегетативным

функционированием физического и пранического тела. Мы не

учимся переваривать пишу; эта способность уже запрограмми-

рована в индивидуальном уме.

5. Прана (био-плазменная энергия). Сам ум, вне зависимости от

того, насколько он тонок или груб, состоит из праны. Прана

также является средством, с помощью которого выполняются

действия в соответствии с намерениями.

6. Врожденные функции ума. Ум по самой своей природе создан,

чтобы меняться в соответствии с космическими ритмами.

7. Психические силы. Сверхъестественные силы имеют тенденцию

проявляться в в области коллективного бессознательного или

космического разума.

Это очень всеохватывающий список, который безусловно по-

буждает к размышлению.

Он указывает на сферу действия ума и его природу. Эти различ-

ные аспекты становятся очевидными по мере продвижения по пу-

ти йоги.

Все секреты вселенной хранятся в уме. Он содержит все знание,

которое существовало, существует и будет существовать в буду-

щем. Ум имеет слой, который находится выше слоя выражения от

самого тонкого до наиболее грубого. Цель йоги Патанджали — по

мере продвижения устранять существующие ограничения и заве-

сы индивидуального ума, исследовать и раскрыть присущий ему

потенциал и постепенно сформировать из ума совершенный инст-

румент, способный отражать космический ум, частью которого он

является. Цель йоги Патанджали и всех других путей йоги — идти

дальше и совершить прыжок в бездну вне-ума — в сверхсознание.

Психические и сверхъестественные силы

Психические силы на санскрите называются сиддхи. Они включа-

ют телепатию, яснослышание, ясновидение, предвидение и широ-

кий ряд менее известных сил. Они проявляются в результате по-

средничества сверх-индивидуальной области ума. Сиддхи появля-

ются в коллективном бессознательном, где каждая личность, каж-

дый индивидуальный ум и каждая вещь близко связаны со всем ос-

тальным. Они могут иметь место в прошлом, будущем и даже в

сферах за пределами пространства-времени. В то же время вне за-

висимости от того, насколько удивительными они могут казаться,

это, тем не менее, всего лишь проявления происходящего внутри

ума.

Несколько лет назад в России и в других странах проводились

научные эксперименты по исследованию различных психических

явлений с помощью приборов. Но в действительности нет необхо-

димости в подобных экспериментах, поскольку каждый может от-

крыть психические силы в себе, двигаясь по пути йоги.

Много строф Йога-сутры описывают большой набор как хоро-

шо известных, так и редко встречающихся сиддх. Вместе с тем

текст ясно предупреждает, что вы не должны стремиться к дости-

жению этих сил или заниматься этим по-дилетански. Они могут

быть опасны как для вас, так и для других, если их использовать в

личных целях. Целью йоги является не развить сиддхи, а придти к

осознанию своей реальной природы. Сиддхи просто следуют сво-

им чередом и, несомненно, появятся, как только ум станет более

однонаправленным и очищенным. В их отношении должно быть

безжалостное бесстрастие.

На пути йоги искушения становятся все более и более тонкими.

На любительском уровне трудно устоять перед искушением, зани-

маться психическими силами. Если же это все же происходит, то

неминуемо последует крушение и расплата за неблагоразумие. Все

великие святые, йоги и т. п. рассказывают о своих битвах с искуше-

ниями, в их числе Будда и Христос. К счастью сиддхи реально не

появляются в эгоистичном уме. Если бы это было так, тогда в уме

и в более тонких сферах психики царил бы тотальный хаос. Поэто-

му не практикуйте йогу, чтобы достичь сиддхи; прежде всего удов-

летворите свои желания в гораздо более безопасном физическом

мире.

Совершенная система психологии и психиатрии

Большинство современных систем психиатрии имеют целью дове-

сти личность до некоей «нормальности», вкладывая в этот термин

тот или иной смысл. Йога Патанджали также пытается достичь

этой «нормальности», но она идет намного дальше. Она стремится

сделать личность способной исследовать все слои своего собствен-

ного ума, чтобы добиться самосознания и затем — совершенной

свободы. Йога Патанджали, несмотря на то что она содержит ме-

нее, чем двести строф, и была написана тысячи лет назад, может

быть названа совершенной системой психологии и психиатрии, по

отношению к которой все остальные в конце концов будут нуж-

даться в доработке.

По мере чтения текста и комментария вы увидите метод, кото-

рый позволяет взяться за решение проблем разума. Далее приведе-

ны несколько примеров.

Патанджали кратко перечисляет базовые техники, которые со-

временная психиатрия применяет в терапии. Они приводятся в

строфах 1: 32—39. Строфа 32 предлагает развитие сильного интере-

са к какой-либо одной вещи. Это может быть какое-то хобби или

работа, занятость которыми и составляет терапию. Строфа 33 со-

ветует развитие позитивного отношения к другим. Оно включает

некоторое самовнушение, которое психиатр может дать своему па-

циенту. Строфа 34 предлагает управление дыханием. Хорошо изве-

стна связь между умственным беспокойством и неровным дыхани-

ем; чтобы вызвать ментальное успокоение может быть использова-

но глубокое дыхание. Строфы 35 и 36 советуют, что следует сосре-

дотачиваться на чувственном восприятии. Это может включать му-

зыкальную терапию, массаж и т.д.; все это может быстро внести в

разум успокоение. Строфа 37 предлагает размышлять о человеке,

который достиг более высоких состояний сознания. Конкретно

имеется в виду йог или гуру, но можно выбрать в качестве объекта

и психиатра; фактически большинство современных терапий поч-

ти всецело зависят от доверия, которое пациент испытывает к те-

рапевту. Без такого доверия не может быть успешно проведено ни-

какое лечение. Строфа 38 предлагает терапию сном, которая для

некоторых современных психиатрических систем практически яв-

ляется основой. Наконец, строфа 39 рекомендует медитацию; зна-

чение этой формы терапии было оценено современной психиатри-

ей сравнительно недавно. Все эти методы помогают очистить ум и

позволяют реализоваться тому, что хранится глубоко в памяти, по-

добно пузырькам, которые при кипении всплывают и лопаются на

поверхности.

Также в строфе 1: 31 приводятся признаки ментального беспо-

койства; все они являются страданием, которое включает болезнь,

подавленность, нервозность и тяжелое или неровное дыхание.

Отсутствие счастья* — это всеобщая проблема человечества. В

нескольких коротких, но проникающих в суть строфах Патанджа-

ли определяет причину человеческой неудовлетворенности и

предлагает средство против него. Он объяснил проблему, что с ма-

лым успехом пытались сделать другие системы философии и пси-

хологии, описанные в тысячах книг. Охватывая ситуацию в целом,

он не потерялся в многословной терминологии и деталях. Здесь мы

приводим только краткое обсуждение, поскольку, с одной сторо-

ны, строфы точны, понятны и логичны, а, с другой, — полное объ-

* Термин «unhappiness» мы переводим в общем смысле как «отсутствие счас-

тья», «недосягаемость счастья», «неудовлетворенность» и «несчастье», когда имеет-

ся в виду конкретное страдание. (Прим. пер.)

яснение дается в комментарии. Чтобы подчеркнуть суть, мы поз-

волили себе слегка изменить оригинальный перевод некоторых

строф.

Во-первых, Патанджали говорит:

«Основными напряженными состояниями ума (которые вносят

неудовлетворенность) являются неведение истины, эгоизм, привязан-

ность, неприязнь и страх смерти». с. 2: 3

В качестве итога Патанджали приводит исчерпывающую при-

чину отсутствия счастья.

Следующие строфы раскрывают смысл основных напряжен-

ных состояний:

«Неведение относительно реальности является корнем напряжен-

ных состояний, от которого появляются все остальные. Напряжения

могут быть спящими, слабыми, рассеянными или проявленными».

с. 2: 4

Патанджали объясняет, что корневой причиной невозможнос-

ти обрести счастье, осознается она или скрыта в подсознании, яв-

ляется неведение относительно своей действительной природы.

Пока не познана сущность своего бытия, всегда будет в той или

иной форме напряженность и неудовлетворенность.

Патанджали определяет напряженные состояния как напряжен-

ности, действующие на различных уровнях. А именно следующих.

1. Спящие (прасупта) — напряженности, коренящиеся глубоко в

подсознательном уме, которые пока не осознаются. Они пред-

станут перед вами, когда посредством практики Йоги ваше вос-

приятие станет глубже.

2. Слабые (тану) — мелкие, незначительные напряженности.

3. Рассеянные (виччхина) — напряженности, которые в жизни

приводят к нервозности, навязчивым идеям и подавленности.

Йога при определенных условиях разрешает эти напряженные

состояния, позволяя вам принять самого себя и гармонизиро-

вать свои побуждения.

4. Проявленные (удара) — напряженные состояния, которые могут

быть легко распознаны в повседневной активности.

Таким образом, перекрывается весь спектр напряженных со-

стояний — от грубых до наиболее тонких. Что же это такое — ос-

новополагающая напряженность, называемая неведением? Патан-

джали объясняет это в следующей строфе:

«Неведение может быть определено как принятие бренного за веч-

ное, нечистого за чистое, отсутствие счастья за счастье и не-само-

сти за самость». с. 2: 5

Данное неведение есть отсутствие знания сварупы (своей дей-

ствительной природы). По сути это и есть причина неудовлетво-

ренности.

Это неведение постепенно рассеивается светом понимания, ко-

торый приходит с регулярной и настойчивой практикой йоги. В

действительности сам ум является источником неведения, по-

скольку он работает по принципу разделения и различий.

Неведение постепенно разрушается путем достижения более

глубокого проникновения в природу ума и затем при определен-

ных обстоятельствах продвижения за его пределы. Именно ум при-

водит к ложному отождествлению сознания с телом-умом. Когда

достигается вийога (разделение) сознания и тела-ума, тогда проис-

ходит продвижение в направлении разрушения основополагаю-

щей причины — неведения и далее по очередности всех других ме-

нее значительных причин недосягаемости счастья.

Неведение ведет к эгоизму. Это объясняется в следующей стро-

фе:

«Эгоизм может быть определен как ошибочное отождествление

пуруши (видящего) с инструментом видения, телом-умом» с. 2: 6

Люди ложно отождествляются со своим телом-умом; это вызы-

вает сильное чувство индивидуальности. Каждая личность пытает-

ся навязать свою волю другим ради достижения собственной выго-

ды. Она ищет личное удовлетворение во что бы то ни стало. Ценой

же обычно является расстройство и отсутствие счастья, поскольку

эго никогда не может быть вполне удовлетворено.

Чувство эго ведет к неприязни и привязанности к вещам этого

мира:

«Привязанность может быть определена как поглощенность удо-

вольствиями мира. Неприязнь определяется как отвращение от ве-

щей мира». с. 2: 7—8

Эти два напряженных состояния: привязанность и неприязнь,

влечение и отвращение ведут к конфликту и отсутствию счастья в

жизни; для действительных жизненных ситуаций редко когда

удовлетворяются чьи-то нужды и ожидания.

Эти влечение и отвращение ведут к страху смерти, так как каж-

дый желает продолжить положение вещей относительно удоволь-

ствий и индивидуальности. Патанджали говорит:

«Страх смерти является доминирующей силой, присущей всем лю-

дям, даже тем, кто много познал». с. 2: 9

Эта причинная цепь напряженности и неудовлетворенности

очень рациональна.

Неведение ведет к эгоизму, эгоизм — к влечению и отвраще-

нию, а они ведут к страху смерти. Устранение основополагающего

неведения и всех других напряженностей ведет к совершенному

счастью. Как это происходит?

«Эти причины недосягаемости счастья могут быть нейтрализо-

ваны путем возвращения их назад к своему источнику и устранения

связанных с ними ментальных состояний посредством медитации».

с. 2: 10, 11

Таким образом, напряженные состояния могут быть устранены

путем исследования ума с помощью медитативных техник.

Эти несколько кратких строф раскрывают в итоге природу

ментальных проблем, напряженных состояний и неудовлетворен-

ности и предлагают метод их исключения. Полная энциклопедия

могла быть написана, чтобы осветить эти проблемы. Вокруг них

могла быть развита целая система психиатрии. Йога Патанджали

пытается добраться до самого источника человеческой неудовле-

творенности; любой другой подход имеет дело с человеческим

страданием только на поверхностном уровне. Патанджали дает

способ проникновения в основополагающую причину. Как не-

удовлетворенность может быть излечена без такого проникнове-

ния? Поэтому сутры [сначала] определяют причины, а затем пока-

зывают, как их устранить. Только таким образом можно обрести

счастье, которое лежит за пределами наших фантастических меч-

таний.

Всего в нескольких тысячах слов Патанджали выразил знание,

которое бесценно. Поскольку это касается каждого, эта книга

должна быть обычным справочником для всех психиатров. Она

должна быть «библией» психологии и психиатрии. Таково наше

мнение по поводу этого шедевра практической мудрости.

Необходимость данного комментария

Патанджали или кто-то другой, написавший Йога-сутру, был мас-

тером ума.

Его идеи более научны, чем идеи крупнейшего ученого, его

мысли более логичны, чем мысли самого выдающегося логика. В

словах он точен и предельно краток. Повторения отсутствуют. По-

рой структура его предложений неполная, тем не менее, каждое

слово наполнено богатой информацией, смысл которой где-то

очевиден, но где-то — скрыт. В последнем случае очень просто не

уловить или неправильно понять содержание, стоящее позади

строф. Скрытый смысл может быть открыт только мастером, в ко-

тором «живет» учение. Более того, строфы должны быть объясне-

ны в терминах, понятных современному человеку. Именно по этой

причине был составлен этот комментарий, основанный на практи-

ке и личном опыте современного мастера, нашего гуру Свами Са-

тьянанды Сарасвати.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.