Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Врачей при лечении лиц, больных спид'ом






Принято 40ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Вена, Австрия, сентябрь 1988

 

Всемирная Медицинская Ассоциация ранее приняла " Временное заявление по СПИД'у", где наметила основные пути помощи национальным медицинским ассоциациям в выработке стратегии борьбы против СПИД'а. Настоящее Заявление определяет обязанности врача по отношению к пациентам, зараженным СПИД'ом, а также ответственность ВИЧ-инфицированного врача перед пациентами.

Во " Временном заявлении по СПИД'у", принятом ВМА в октябре 1987 года, сказано: " Больные СПИД'ом и лица, имеющие положительную реакцию на антитела к ВИЧ, имеют право на полноценную медицинскую помощь и не должны подвергаться дискриминации в повседневной жизни. У врачей есть давняя и почтенная традиция заботиться о заразном больном. Необходимо сохранить эту традицию и в условиях эпидемии СПИД'а".

Лица, больные СПИД'ом, имеют право на компетентную медицинскую помощь, участие и уважение человеческого достоинства со стороны врача. Врач не имеет права отказать в лечении пациенту только потому, что тот ВИЧ-инфицирован. Медицинская этика категорически запрещает дискриминацию пациента на основании ВИЧ-инфицированности. Врач, не имеющий возможности предоставить необходимую больному медицинскую помощь, обязан направить его к другому врачу или в медицинское учреждение, оборудованное соответствующим образом. До перевода больного в другое учреждение, врач должен оказать ему максимально возможную помощь.

Следует защищать права лиц, больных СПИД'ом, как и права всех граждан. Врач, знающий, что он инфицирован, не должен заниматься работой, в ходе которой существует риск инфицирования других людей. В контексте возможного распространения СПИД'а, врач должен особо контролировать свою деятельность.

Недостаточно лишь информировать пациента о риске заражения; пациент имеет право быть уверенным в том, что врач ни при каких обстоятельствах его не заразит.

Если риска заражения нет, то информирование пациентов о состоянии здоровья врача нерационально, а если риск существует, то врач не должен продолжать практику.

Если пациент, знающий о состоянии здоровья врача и соответствующем риске для собственного здоровья, решает доверить свое лечение инфицированному врачу, последний должен получить письменное подтверждение осведомленности пациента об инфицированности врача и соблюдать крайнюю осторожность.

Все врачи обязаны воздерживаться от выдачи фальшивых справок, даже руководствуясь намерением помочь пациенту остаться в привычном окружении.

Долг врача – соблюдать самому и требовать от персонала неуклонного соблюдения хорошо известных, простых и эффективных правил и мер защиты.

Долг всех врачей участвовать в программах, направленных на предупреждение распространения СПИД'а.

 

Правовой статус Российских ВИЧ-инфицированных [23]

А.П.Дъяченко

Неправительственная организация «Мы и вы», Москва

 

По данным автора, основанным на изучении мнений ВИЧ-инфицированных, 80% из них подвергаются дискриминации. В статье обсуждается проблема правовой защищенности ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации. Предлагается внести дополнения и изменения в действующее законодательство относительно иностранных граждан, прибывающих в РФ, и лиц, находящихся в местах лишения свободы

Изучение мнений ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом о их правовом положении показывает, что 80% из них подвергаются дискриминации, особенно при получении со­циальной, медицинской, психологической, финансовой и правовой помощи.

Имея в виду, что темпы распространения числа ВИЧ-инфицированных и наркоманов в России и странах СНГ будут многократно и ежемесячно возрастать, расширяя и «географию» своих территорий (например, в 1997 г. по сравнению с 1996 г. число ВИЧ-инфицированных в местах изоляции возросло в 6 раз), можно прогнозировать, что в ближайшее время права этих лиц будут еще более ущемляться.

Поэтому совершенствование правового статуса следует законодательно обеспечить с учетом изменяющейся социально-экономической, нарко- и эпидситуации как в России, так и в СНГ.

На территорию России постоянно прибы­вают граждане из зарубежных стран, в том числе и из СНГ, например, для работы по найму; водители и экспедиторы иностранных фирм; лица, прибывающие по частным коммерческим или служебным делам на срок до 3 мес., а также беженцы и вынужденные пере­селенцы из стран СНГ. Нередко эти лица «импортируют» в нашу страну наркотики, ВИЧ-инфекцию и другие заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, хламидиоз и др.).

На наш взгляд, они должны проходить тест на ВИЧ в своих странах с тем, чтобы получить национальный медицинский сертификат, без предъявления которого въезд в Россию им будет запрещен.

Ужесточение режима въезда и транзитного проезда по российской территории, прежде всего граждан из стран СНГ, должно осуще­ствляться независимо от срока их пребывания. Этот важный для охраны здоровья граж­дан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения России вопрос до сих пор не урегулирован в Федеральных законодательных актах.

В связи с изложенным, при внесении дополнений в Федеральный Закон следует учесть имеющийся опыт отдельных субъектов РФ (например. Амурской обл.), которые самостоятельно ограничивают въезд на свою территорию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Существуют три категории лиц, подлежащие обязательному тестированию на ВИЧ. Все они перечислены в Федеральном Законе (ст. 9). Одной из них являются лица, содержащи­еся в местах изоляции, обследование которых должно осуществляться в соответствии с «Правилами обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление ВИЧ-инфекции», утвержденными постановлением Правительства РФ в 1996 г.

Несмотря на то, что «Правила» затрагивают права и свободы около 1 млн. лиц, содержащихся в местах изоляции, в том числе и ВИЧ-инфицированных, они являются закрытыми, их содержание — конфиденциальным и они не подлежат опубликованию в открытой печати.

Однако такое положение противоречит международно-правовым стандартам и Конституции РФ (ст. 15), согласно которой любые нормативные акты, затрагивающие права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения.

В связи с изложенным целесообразно, чтобы «Правила были официально опубликованы; был резко поднят уровень правовой защищенности ВИЧ-инфицированных, этой многочисленной категории лиц, правовой статус которой предусмотрен в Федеральном Законе; сделано это безотлагательно, без вмешательства Конституционного Суда РФ.

В связи с нарушением государством неприкосновенности частной, в том числе сексуальной, жизни своих граждан и с учетом зарубежного опыта, автор убежден в необходимости полной декриминализации ст. 121, 122 УК РФ.

Представляется, что это один из идеальных вариантов законодательного обеспечения проблемы прав и свобод личности. В случае его реализации к армии ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, в том числе и в местах изоляции, будут применяться адекватные меры социального и медицинского характера.

В качестве альтернативного варианта решения данной проблемы предлагается резко ограничить сферу уголовной ответственности этих лиц: ввести ответственность за зараже­ние другого лица лишь лицом, заведомо знавшим о наличии у него ВИЧ-инфекции или венерической болезни (эти позиции отсутствуют в УК РФ). Целесообразно также исключить ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК) как противоречащую положениям Семейного Кодекса РФ (ст. 151), который позволяет ВИЧ-инфицированному вступать в зарегистрированный брак. В связи с ростом ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом целесообразно также создать специализированные, лечебные учреждения для содержания осужденных, больных ВИЧ-инфекцией, распространив в них правило об освобождении от наказания, предусмотренное ст. 81 УК РФ (в случае наступления психического расстройства, либо иной тяжкой болезни, препятствующей отбыванию наказания). Жертвам от ВИЧ-инфекции или другого ЗППП, достигшим 18 (16)-летнего возраста, следует предоставить более широкие правомочия по освобождению виновных в совершении преступления, предусмотренные ст. 121, 122 УК, в частности предоставить исключительное право как возбуждать уголовное преследование, так и прекращать его в случае примирения или зарегистрированного брака с виновным.

В Федеральном Законе (ч. 2 ст. 5) установлены гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных. Правовой статус граждан РФ может быть ограничен лишь в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции и только на основе Федерального Закона. В нем предусмотрены три категории лиц, подлежащие обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит произвольному расширению. Однако отдельные субъекты РФ (например, Москва, Республика Марий-Эл, Смоленская, Нижегородская обл. и др.) по своему усмотрению произвольно расширяют перечень, включая в него другие категории: состоящих на учете в ОВД или выявленных в ходе оперативно-розыскных мероприятий; наркоманов или лиц, заподозренных в употреблении наркотических средств; гомо-, бисексуалистов, проституток и лиц, находящихся в местах лишения свободы; подозреваемых и обвиняемых в СИЗО; а также лиц, являющихся контактными по отношению к ВИЧ-инфицированным и др.

Представляется, что субъекты РФ, издавая собственные нормативные акты, грубо нарушают ст. 2, 5, 8, 9 Федерального Закона, в связи с чем последние подлежат отмене как ущемляющие права и свободы граждан.

Подобная практика массового нарушения конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве недопустима, и должна своевременно пресекаться органами прокура­туры на местах.

Государство должно обеспечить недопустимость ущемления прав гражданина и человека, в том числе ВИЧ-инфицированного, с помощью местных нормативных актов. Оно обязано защищать гражданина России, на какой территории он бы ни находился.

С учетом того, что более половины ВИЧ-инфицированных в настоящее время — наркоманы, целесообразно инициировать перед Государственной Думой РФ внесение соответствующих дополнений и изменений в Федеральный Закон (1995 г.). В частности, в нем следует предусмотреть обязательное медицинское освидетельствование лиц, парентерально принимающих психоактивные вещества.

Необходимо утроить усилия медиков и юристов, ученых и практиков России, стран СНГ и Балтии по разработке модельного Закона о предупреждении распространения ВИЧ/СПИДа, других опасных ЗППП и охране здоровья населения.

Целесообразно также создание законов о предупреждении ВИЧ-инфекции и ЗППП в отдельных субъектах Федерации (например, в Москве, С.-Петербурге), имея в виду распространенность и особенности нарко- и эпидситуации на этих территориях.

Представляется, что предлагаемые законодательные акты, как и меры, могут способствовать защите прав и свобод граждан, в том числе повысить правовой статус российских ВИЧ-инфицированных.

 

 

Постановлениями Правительства Российской Федерации были приняты и выполнялись федеральные целевые программы, направленные на предупреждение распространения ВИЧ в стране:

- Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (антиспид)

В плане реализации этой программы на базе Республиканской клинической инфекционной больницы Минздрава России (г. Санкт-Петербург, пос. Усть-Ижора) организован ежегодный оздоровительный лагерь для ВИЧ-инфицированных детей; предусмотрено и осуществлялось ежеквартальное оказание социальной и финансовой поддержки семьям, имеющим ВИЧ-инфицированных детей.

- Федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года " Анти-ВИЧ/СПИД", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 540, продлена на 2001 год. Является логическим продолжением предыдущей программы.

- Федеральная целевая программа " Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)", одним из подразделов которой является подпрограмма " Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (" Анти-ВИЧ/СПИД"),

ФЦП утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 г. N 790. 69 территорий России поддержали целесообразность федеральной целевой программы и заявили о наличии в регионах программ по профилактике ВИЧ-инфекции (по состоянию на начало 2003 г.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.