Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая подготовка и психотерапия






Успех ортодонтического лечения зависит от контакта больного с родителями и врачом. Для достижения хорошего контакта следует устранить у ребенка чувства страха перед предстоящим лечением, внушать его необходимость, убедить в его пользе. Достигается это разъяснительной работой. Беседы с ребенком следует проводить в спокойном, уверенном тоне. Они должны способствовать взаимопониманию. Чтобы завоевать авторитет у пациента, нужно давать точные ответы на задаваемые им вопросы, разъяснять процесс лечения, его трудности и воз­можность достижения положительных результатов при хоро­шем контакте с врачом. Дети чувствуют искренность и добро­желательность взрослых и отвечают на них доверием.

При знакомстве с пациентом выявляют его реакцию на приход к врачу. Обращают внимание на поведение ребенка. Расширен­ные зрачки, румянец или бледность кожи лица, потливость лба и рук, учащенное дыхание свидетельствуют о повышенной не­рвной возбудимости. Она проявляется также громким разгово­ром, неестественным смехом, суетливостью.

Перед началом лечения показана психологическая подготов­ка, (коллективная и индивидуальная), которую проводят от 1 ло 4 раз через 2 дня. Коллективная подготовка заключается и проведении беседы с детьми, их родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками, которые принимают участие в воспитании детей. При беседе убеждают в необходи­мости устранения зубочелюстных аномалий, объясняют их влияние на развитие смежных органов и всего организма,


демонстрируют слайды, фотоснимки, плакаты, свидетельству­ющие об эффективности лечения. Большое внимание уделяют борьбе с вредными привычками. Во время индивидуальных бесед учитывают поведение ребенка в коллективе, тип его нервной деятельности, возрастные особенности развития организма и психики.

Задачи психологической подготовки в любом возрасте состоят в выработке у пациента волевых усилий, которые помогут преодолеть вредные привычки и затруднения, связанные с пользованием ортодонтическими аппаратами Важно также укрепить в ребенке уверенность в своих силах и возможностях, повысить авторитет врача, родителей, родственников Если же ребенок ускользает из-под контроля, то он может бессозна­тельно вынуть аппарат изо рта во время сна.

Содержание беседы должно соответствовать возрасту паци­ента. Во время психологической подготовки к лечению не следует прибегать к тактике высмеивания, угроз, о чем следует инфор­мировать родителей Наказание ребенка не приносит желаемых результатов, так как вызывает у него раздражение, страх, гнев, отчужденность, скрытый или явный протест Применение ле­чебных средств желательно согласовывать с пациентом. Пользо­вание ортодонтическими аппаратами развивает чувство ответ­ственности, что благотворно отражается на воспитании черт характера.

При лечении больных с вредными привычками одновремен­но с психотерапией применяют седативные средства С целью устранения бруксизма эффективно самовнушение (аутосуггес-тия). При устойчивых вредных привычках эффективно внуше­ние в состоянии гипнотического сна [Шелепин А С, 1951;

Иванов Н В, 1959; Нападов М А., 1966; Окушко В П, 1975, и др.]. Гипноз применяют в комплексе с ортодонтическим лечением. С его помощью можно облегчить адаптацию больного к ортодонтическим аппаратам и устранить неправильное гло­тание, привычное ротовое дыхание и другие нарушения фун­кций [Окушко В П, 1965; Taatz H, 1968, и др ]

При психологической подготовке пациентов в возрасте до 6 лет особое внимание уделяют разъяснению детям и их ро­дителям сущности этапов лечения, важности сотрудничества с врачом, говорят о влиянии вредных привычек и нарушениях функций зубочелюстной системы на развитие организма

В периоде сменного прикуса (6—12 лет) стремятся сделать пациента активным помощником в лечении Если до этого пе­риода вредные привычки сосания, прикусывания губ, языка, различных предметов не были устранены, то возникает необ­ходимость в применении гипнотерапии.

Подростки в периоде активного формирования личности


тяжело переживают непривлекательность своего внешнего вида обусловленную зубочелюстными аномалиями. Ортод оптическое лечение способствует изменению их внешнего вида и поведе­ния в коллективе (R Frankel, J А. С. Dujzings и др). Психоло­гическая подготовка в этом возрастном периоде дает хорошие результаты.

При подготовке взрослых к ортодонтическому лечению сле­дует разъяснить им, что неудобства, связанные с пользованием съемными или несъемными аппаратами временные. Особое внимание уделяют необходимости комплексного лечения

Восстановление миодинамического равновесия в зубочелю­стной системе в результате ортодонтического лечения способ­ствует изменению выражения лица, в глазах появляются блеск, живость, в поведении — определенность, энергичность Дети становятся более организованными, внимательными, улучша­ются показатели их учебы Ортодонтическое лечение обеспечи­вает психотерапевтический эффект, в связи с чем имеет со­циальное значение

Психологическая подготовка, особенно подростков и взрос­лых, должна предшествовать началу ортодонтического или ком­плексного лечения зубочелюстно-лицевых аномалий и прово­диться для уменьшения психических проявлений при имею­щихся морфологических и функциональных нарушениях в зубочелюстно-лицевой области, для осознания больным необ­ходимости лечения, преодоления трудностей, связанных с ним, и завершения лечения.

Вопросы психотерапии в стоматологии стали освещать в литературе лишь в последние годы [Корытныи Д Л, Овруц-кий Г Д, 1976; Кульбеков К К., 1981; Малыгин Ю М, 1982, Гаврилов Е И, Щербаков А С., 1984; Нападов М А идр, 1984, Хацкевич Г А, 1985, и др ]

Успех лечения во многом зависит от желания пациента сотрудничать с врачом В связи с этим необходимо создавать атмосферу доверия и положительных эмоций, а для этого врач должен иметь знания по деонтологии. Для уменьшения затрат рабочего времени врача целесообразно организовать регуляр­ные часовые лекции — собеседования с первичными больны­ми, направленными на лечение Во время таких встреч надо путем демонстрации слайдов и клинической документации убеждать в возможности устранения имеющихся нарушений, рассказывать о последствиях патологии, предстоящих врачеб­ных манипуляциях и ощущениях пациента, о том, как пользо­ваться ортодонтическими аппаратами, о необходимости завер­шить лечение.

При разъяснительной психотерапевтической подготовке важно купировать чувство тревоги, нервозность В конце лекции не-


обходимо побеседовать лично с каждым больным и дать полные ответы на вопросы. Ортодонтическое лечение не является неот­ложным, в связи с чем есть время продумать возможности лечения, регулярного пользования аппаратами, прихода к врачу для их коррекции и лишь после этого осознать необходимость в этом виде помощи.

При выборе методов и способов лечения следует учитывать особенности личности каждого пациента, психофизические и поведенческие реакции, тип центральной нервной системы.

По данным Т. И. Коваленко, 57, 2±1, 4% взрослых не завер­шают лечения. Причины его прекращения — невозможность регулярно пользоваться аппаратами и посещать врача в связи с занятостью на работе, профессиональными особенностями (преподаватель, актер и др.), семейными обязанностями. Если лечение прервано, то в состоянии зубочелюстной системы наступает дисгармония, приводящая к рецидиву аномалии. В таких случаях рабочее время стоматолога, зубного техника и другого медицинского персонала оказывается затраченным не­эффективно, расход материалов приносит убыток.

Не все взрослые, нуждающиеся в оказании ортодонтической помощи, соглашаются пользоваться специальными внутриро-товыми аппаратами, особенно несъемными, в течение необ­ходимого, нередко длительного времени. Они предпочитают съемные аппараты, которые можно легко удалить из полости рта, чтобы не испытывать стеснения при общении с окружа­ющими, разговоре, приеме пищи. На всех этапах лечения следует избегать неприятных манипуляций.

Воздействия на пациента могут быть различными: разъяс­нение, убеждение, успокоение, одобрение, премедикация, обез­боливание. В случаях заболеваний нервной ситсемы лечение может быть начато после консультации психоневролога и его разре­шения на лечение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.