Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кайвалья пада






Глава по единственности, состоящая из 34 строф, обсуждает

следующие темы:

— средства достижения психических сил;

— причина индивидуальности (отдельного бытия);

— индивидуальный и космический разум;

— карма (предопределенные действия и намеренья);

— единство всех вещей;

— теория восприятия;

— разум как бессознательный инструмент;

— путь к кайвалье;

— кайвалья.

Все строфы находятся в методической последовательности;

каждая строфа занимает свое место и преследует свою специфиче-

скую цель. Патанджали переходит от одной строфы к последую-

щей, от одной темы к другой с безупречной логикой.

Каждое санскритское слово имеет точное значение в контексте

писания. Внутри самого текста четко обнаруживается множество

технических терминов. Это сводит к минимуму неправильное по-

нимание и путаницу, которая может возникнуть из-за того, что со

временем слова меняют свое разговорное значение. Много слов не

имеют точного эквивалента в английском языке; порой два и более

санскритских слова в английском имеют одно и то же буквальное

значение, но в значительной степени различный смысл в контекс-

те практики йоги и опыта. Перевод преодолел эти проблемы путем

удерживания значения [терминов в пределах темы] и плавности

переходов [от темы к теме].

Текст представляет собой шедевр краткости и ясности. Все не-

нужные с точки зрения Патанджали слова исключены из текста

[как видится] в силу следующих причин:

1. Чтобы позволить последователям учения легко заучивать текст.

Будем помнить, что в то время не существовало печатных станков.

2. Чтобы строфы могли использоваться в качестве справочного ма-

териала; слишком большое количество слов могло привести к пу-

танице.

3. Чтобы предотвратить неверное цитирование и неправильную

интерпретацию.

Хотя краткость строф предельна и текст вмещает максимум ин-

формации при минимуме слов, строфы содержат суть йоги Патан-

джали в полном объеме. Строфы являются сущей поэзией, которая

сочетается с грандиозной научной точностью.

Чтобы достичь лучшего понимания данной книги, мы советуем

сначала внимательно прочитать весь текст: и строфы, и коммента-

рии к ним; затем медленно читать одни строфы, а после этого —

остальной текст. Это позволит вам следовать удивительной после-

довательности описания и плавно продвигаться в изложении Па-

танджали.

Определение

Патанджали назвал свою систему «Йога». Он не стал давать систе-

ме какое-либо специфическое название, чтобы выделить ее среди

других йогических путей. Тем не менее со времени написания Йо-

га-сутры его метод стал называться Патанджали йогой (йогой Па-

танджали).

Йога Патанджали часто отождествляется с раджа йогой (цар-

ский путь йоги). Мы, тем не менее, предпочитаем определять йогу

Патанджали как специфическую систему в более широких рамках

раджа йоги. В соответствии с нашим определением в раджа йогу

входят следующие системы:

1. Кундалини йога, также называемая лайя йогой.

2. Крийя йога.

3. Мантра йога.

4. Дхьяна йога, как она описана в Бхагавадгите.

5. Йога Патанджали.

Раджа йога (включая йогу Патанджали) представляет собой на-

уку, предметом которой является разум. Вместо того чтобы иссле-

довать внешний мир, подобно тk другим наукам, раджа йога занима-

ется исследованием внутреннего мира и освобождением сил и зна-

ний, содержащихся внутри. Это наука ментальной дисциплины,

которая включает различные методы, позволяющие сделать ум од-

нонаправленным. Патанджали сам определяет свой метод йоги как

«уничтожение ментальных колебаний». Мы предпочитаем назы-

вать разум «видимым концом чистого сознания». Он заключает в

себе сознательный, подсознательный и бессознательный пласты

человеческого бытия. Поэтому мы переводим определение Патан-

джали следующим образом: «Йога — это управление структурами

сознания».

Характерно, что йога Патанджали является системой, в кото-

рую входят восемь стадий: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяха-

ра, дхарана, дхьяна и самадхи. Именно поэтому она широко изве-

стна под названием «Аштанга йога» (йога восьми стадий).

Основы Йога-сутры и ее датирование

Одна традиция говорит, что Йога-сутру (ЙС) сформулировал Хи-

раньягарбха (Брахма). Может быть, но для простоты можно ска-

зать, что он сделал это при посредничестве человека, которого зва-

ли Патанджали.

Некоторые эксперты говорят, что Патанджали жил в 4 веке н. э.,

другие утверждают — около 50 года н. э.; одни определенно заявля-

ют, что он жил около 400 года до н. э., однако другие говорят, что

он существовал 5000 лет назад. Широко принятая дата, хотя и не

являющаяся несомненной, — это около 400 года до Христа. Эта да-

та определена различными методами. Один из них заключается в

сравнении практик и философии, описанных в ЙС и других текс-

тах, таких как ранние Упанишады, писания санкхьи и буддизма.

Главным недостатком этого метода является то, что древние текс-

ты не могут быть надежно датированы. Кроме того, трудно сказать,

кто на кого на самом деле оказал влияние и какой текст был пер-

вым. Более того, писания не определяют каким-либо образом дату

создания философской системы; текст может быть написан тыся-

чи лет спустя после формулирования основных идей определен-

ной философии, их развития и распространения.

По всей видимости, человек, которого называют Патанджали,

написал еще два других текста: по грамматике санскрита и меди-

цине, которые называются Махабхашья и Чаракапратисанскрита.

В действительности факт, что это тот Патанджали, который напи-

сал ЙС, не является несомненным. Если это все же так, то предпо-

лагается, что ЙС была написана примерно во времена Будды и ве-

ликого грамматиста Панини или немного позже, что примерно 500

лет до н. э.

Основы ЙС определенно лежат в философии санкхья, которая,

как говорят, сформулирована риши Капилой. Эта система сущест-

вовала до появления буддизма; фактически Будда сам в начале сво-

его поиска просветления изучал санкхью в ашраме под названием

Аларкалам. В то время санкхья была очень популярной философи-

ей.

Система санкхья обходится без каких-либо теорий относитель-

но Бога. Она говорит, что существование или несуществование Бо-

га не имеет отношения к делу, которое касается личной садханы

(духовной практики). Будда говорил то же самое: он учил ни ве-

рить, ни не верить в Бога. В этом отношении явно прослеживается

влияние санкхьи на учение Будды. С другой стороны, йога Патан-

джали отличается как от санкхьи, так и от буддизма, так как она

вводит концепцию Бога. Но она делает это очень искусно как

мощное средство садханы для тех, кто склонен к пути бхакти йоги.

В действительности, тем не менее, эта информация вовсе не уста-

навливает дату создания ЙС.

Некоторые говорят, что Патанджали находился под влиянием

джайнизма, другие утверждают, что он повлиял на джайнизм; одни

заявляют, что буддизм отчасти основывается на ЙС, тогда как дру-

гие говорят, что Патанджали в своем тексте во многом основывает-

ся на буддийских убеждениях и практиках. Это случай, когда с ве-

роятностью «шесть из полдюжины» можно утверждать, что ни од-

на система не развивалась в изоляции. Каждая система подверга-

лась влиянию предшествующих систем и систем, развивающихся

параллельно.

Любой человек, имеющий некоторые знания по буддизму, мо-

жет заметить явное сходство между учениями Будды и Патанджа-

ли, особенно в основных философских концепциях и таких осно-

вополагающих практиках, как яма и нияма. Но появилась ли ЙС

перед или после Будды — определенно сказать нельзя. Влияние

ЙС явно обнаруживается в более поздних буддийских текстах, та-

ких как Вишуддхи Магга, но и это не устанавливает дату написа-

ния ЙС.

Интересно заметить, что Патанджали прямо не цитирует и не

ссылается на какие-либо другие тексты. Это склоняет к предполо-

жению, что ЙС была сформулирована раньше многих хорошо из-

вестных писаний и религиозных систем Индии. С другой стороны,

язык, используемый в ЙС, является более поздним, чем тот, кото-

рый использовался во времена Будды. По-видимому, этот аргумент

убедительно датирует ЙС широко принятой датой примерно 400 г.

до н. э. Но существует еще много других факторов, которые необ-

ходимо принимать во внимание. Язык ЙС мог быть модернизиро-

ван после того, как был написан оригинал рукописи, который был

потерян, или ЙС могла существовать в ненаписанной форме до то-

го, как она была изложена на бумаге.

Наше мнение, среди прочих, может быть в итоге сформулиро-

вано утверждением, что все техники раджа йоги существовали за-

долго до Патанджали, по крайней мере, в форме не проявленного

семени внутри коллективного бессознательного разума. ЙС явля-

ется, вероятно, собранием выдержек из ранее известных строф,

которые завещались гуру своим последователям через устную пе-

редачу слова. Тот, кого звали Патанджали, был гением, который

привел систему в исчерпывающее целое в написанном виде.

Нас на самом деле не интересует ни идентификация Патанджа-

ли, ни датирование того периода; для нас он (или она?) является

только оратором для вневременной мудрости, которая есть насле-

дие всего человечества. Это действительно не имеет значения, бы-

ло ли его имя Патанджали или Будда, Сингх или Смит, был ли он

индийцем, китайцем или туземцем. Даже неважно, когда текст был

написан, потому что он содержит мудрость, которая вечна и не

принадлежит определенной эпохе. Она применима во все века и

для всех людей вне зависимости от того, на каком фоне она реали-

зуется. Все, что важно, это содержание ЙС и его применение.

Комментаторы

Много авторов комментировали скрытый смысл, содержащийся в

строфах ЙС.

Наиболее известными являются следующие комментарии.

1. Йога Бхашья, автор Вьяса (дата не определена).

2. Таттва Вишаради, Вичаспати Мишра (около 9 века).

3. Бходжавритти, Бходжа Раджа (11 век).

4. Йога Вартика, Виджняна Бхикшу (14 век).

5. Раджа Йога, Свами Вивекананда (19 век).

Все эти комментарии широко доступны. Существует много

других традиционных комментариев, есть даже комментарии на

комментарии, например, Ганеша Бхатт написал толкование ком-

ментария Йога Вартика. Много комментариев написано в двадца-

том веке, включая данный комментарий.

Восемь стадий

Патанджали приводит широкий ряд техник, которые постепенно

гармонизируют разум и развивают более тонкое восприятие. Тем

не менее, основная линия действия Патанджали проходит через

восемь фундаментальных стадий. Первые пять — это следующие.

1. Яма (социальный кодекс).

2. Нияма (личный кодекс).

3. Асана (сидячее положение).

4. Пранаяма (управление праной).

5. Пратьяхара (отвод назад чувств).

Первые пять стадий — это экзотерические или бахиранга

(внешние) практики Йоги. Они развивают тело-ум в нужном на-

правлении и подготавливают его для заключительных стадий:

6. Дхарана (сосредоточение).

7. Дхьяна (медитация).

8. Самадхи (сверхсознательность).

Последние три стадии — это эзотерические или антаранга (вну-

тренние) практики Йоги.

Первые пять стадий нейтрализуют сознание, тогда как послед-

ние три стадии раскрывают его. Более продвинутые стадии могут

успешно практиковаться только после предшествующей практики

предыдущих подготовительных стадий. Стадии вплоть до пратья-

хары постепенно устраняют внешнее отвлечение внимания, тогда

как практики дхараны и дхьяны искореняют беспокоящие мысли

и психические проявления, в результате чего ум перестает функци-

онировать. Ида (внутренний мир) уравновешивается с пингалой

(внешним миром), так что в состоянии самадхи начинает функци-

онировать сушумна (запредельный мир). Восемь стадий постепен-

но стабилизируют 5 кошей (оболочек) человека: анамайю (физи-

ческую), пранамайю (праническую или биоплазменную), мано-

майю (ментальную), виджнянамайю (интуитивную) и анандамайю

(блаженную). В конечном итоге целью является выйти за пределы

ограничений всех этих оболочек. Происходит движение от грубого

к более тонкому. Давайте кратко обсудим эти восемь стадий по по-

рядку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.