Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение степени выраженности






Морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстной системе и трудности их лечения

Аномалии зубочелюстной системы вариабельны по проявлени­ям, степени выраженности нарушений и прогнозу лечения. Для выбора плана лечения недостаточно диагностировать и клас­сифицировать заболевание. Целесообразно также определить степень выраженности нарушений и трудности их устранения. С этой целью может быть применен метод пятибалльной оценки по Зиберту — Малыгину (1973). Сущность метода состоит в том, что оценивают степень выраженности морфологических и фун­кциональных нарушений и трудности их устранения (см. табл. 1.1, 1.2), т.е. объем лечебных мероприятий для: 1) нормали­зации формы верхнего зубного ряда и нижнего зубного ряда;

2) установления нижней челюсти в правильное положение;

3) восстановления функций зубочелюстной системы.

Степень трудности лечения каждого больного представляет собой сумму баллов. Различают четыре степени трудности ле­чения: 1- простое лечение (до 27 баллов), II— лечение средней трудности (28—40 баллов). III — трудное лечение (41—54 балла)-IV степень — очень трудное лечение (55 баллов и более).


По таблице определяют объем лечебных мероприятий для нормализации формы каждого зубного ряда, исправления прикуса, нормализации функций зубочелюстной системы. Этот метод может быть применен для характеристики любой зубо­челюстной аномалии.

Если при определении степени выраженности морфологи­ческих и функциональных нарушений и трудности их устране­ния на этапах лечения установлено уменьшение количества баллов, то больных переводят в группу более легкого ортодон-тического лечения. Благодаря выделению четырех степеней трудности лечения можно более точно определить его среднюю продолжительность и прогноз. Применение данного метода способствует решению вопросов организации и планирования ортодонтической помощи.

Планирование ортодонтического лечения с учетом контакта больного с врачом

Ортодонтическому лечению должна предшествовать психоло­гическая подготовка пациента. Учет индивидуальных особенно­стей физического и психического развития важен еще и по­тому, что 70% больных поступают к ортодонтам в возрасте от 8 до 12 лет, т. е. во время активного роста и развития детского организма. В психологическом аспекте у больных с зубочелю-стными аномалиями имеются различия, обусловленные возра­стом, социальным положением, уровнем культурного разви­тия, местом проживания, типом высшей нервной деятельно­сти, темпераментом, умственным развитием и другими фак­торами.

Следует завоевать доверие больного, что является залогом дальнейшего активного контакта, учитывать своеобразие харак­тера пациента, специфику окружающей среды и привлекать родителей к контролю за пользованием детьми ортодонтичес-кими аппаратами и успешностью лечения. С послушным и понятливым ребенком, живущим в благополучной семье, легче установить хороший контакт, что является обязательным усло­вием успешного лечения. Это нужно еще и потому, что орто-донтическое лечение при резко выраженных зубочелюстных аномалиях бывает длительным. Однако не каждого ребенка Удается убедить в необходимости такого лечения. Некоторые больные прекращают его преждевременно, что нередко явля­ется причиной рецидивов зубочелюстных аномалий.

В нашей стране ортодонтическое лечение бесплатное, поэто­му вопросы ответственности за его эффективность актуальны. -^я успешного контакта немаловажное значение имеет пове­дение ребенка в коллективе, что важно для правильного выбора


плана лечения зубочелюстных аномалий и конструкций орто-донтических аппаратов. Психологи различают поведение инди­видуума, «приспособленное» и «неприспособленное» к услови­ям внешней среды. Оно может быть вызвано «зависимыми» или «независимыми» действиями индивидуума.

В зависимости от поведения Р. Неггеп и соавт. (1965) раз­личают четыре типа пациентов.

Первый тип. Хорошо приспособляющийся — самосто­ятельный: уверен в себе, уравновешен, с хорошей интуицией и четкой мотивацией действий, поведение независимое, чес­толюбие здоровое. Такой ребенок освоит любую конструкцию ортодонтического аппарата и будет пользоваться им круглосу­точно. Он нуждается в небольшом надзоре родителей в периоде лечения.

Второй тип. Неприспособляющийся — несамостоятель­ный: не обладает самостоятельностью, основанной на понима­нии, не приспособляется, зависим по натуре, не проявляет активной враждебности по отношению к окружающим, забыв­чив, рассеян, безответствен. От такого пациента нельзя ожидать самостоятельного пользования съемными аппаратами. Родители не имеют у него должного авторитета, строгий надзор беспо­лезен: ребенок уклоняется от лечения, сопротивляется и не­регулярно посещает врача.

Для лечения можно рекомендовать несъемные механически-действующие аппараты. Съемные аппараты следует назначать лишь при постоянном контроле родителей. Блоковые и фун­кционально-действующие двучелюстные аппараты применять не рекомендуется.

Третий тип. Хорошо приспособляющийся — несамо­стоятельный: беззаботен, ненадежен, уклончив, забывчив, сла­боволен, понятлив, очень послушен, находится под влиянием авторитета родителей, учителей, товарищей. Неприспособляю­щееся поведение возникает, если отсутствует достаточное руководство старших. Строгое наблюдение приводит к приспо­собляющемуся поведению, так как ребенок уступчив.

Для лечения рекомендуются несъемные или съемные меха­нически-действующие дуговые, каппово-пластиночные аппа­раты, при более строгом контроле — функционально-направ­ляющие одночелюстные аппараты межчелюстного действия, как съемные, так и несъемные, при повышенном контроле съемные функционально-действующие вестибулярные аппара­ты, блоковые аппараты сочетанного действия, внеротовые. Ребенок осваивает аппараты при хорошем надзоре, глубоком уважении к врачу и родителям. Однако во сне такой пациент нередко бессознательно вынимает съемный ортодонтический аппарат из полости рта. Считают, что в отсутствие объективных


причин это происходит потому, что ослабевают контролиру­ющее действие коры головного мозга и, следовательно, вли­яние «авторитета», в то время как самостоятельная воля слаба. При достаточном контроле родителей ребенок может пользо­ваться ортодонтическими аппаратами, однако применение фун­кционально-действующих аппаратов должно быть ограничено. Рекомендуется психотерапия: укрепление в пациенте чувства ответственности и уверенности в себе, воспитание волевых качеств, развитие здорового честолюбия.

Четвертый тип. Неприспособляющийся — самостоя­тельный: открыто неповинующийся, упрямый, непокорный, активно враждебный к требованиям окружающих, злобный, умышленно саботирующий лечение. Пациент самостоятелен в действиях, настроен критически, честолюбив, нередко власто­любив («вожак» в детском коллективе), тип «проблемного ре­бенка».

Рекомендуется терпеливое убеждение в необходимости ор­тодонтического лечения и хорошего контакта с врачом. Следует демонстрировать такому ребенку малейшие положительные сдвиги в его лечении и результаты у других пациентов, чтобы переубедить его и достигнуть хорошего контакта. При достиже­нии авторитета врача можно рассчитывать на хорошее сотруд­ничество и расширить показания к применению съемных, двучелюстных, функционально-действующих ортодонтических аппаратов.

Можно применить несъемные механически-действующие аппараты. Следует отдавать предпочтение удалению отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, которые расширяют в надежде на саморегуляцию имеющихся нарушений.

Для уточнения поведения ребенка в коллективе целесооб­разно беседовать с родителями, воспитателями, учителями. Учет особенностей этого поведения позволяет избежать ошибок при выборе плана лечения. Пациенту, его родителям и близким родственникам необходимо объяснить цель и задачи ортодон­тического лечения и важность контакта с врачом.

Ю. А. Гиоева (1988) оценивает отношение пациентов к ортодонтическому лечению по коэффициенту сотрудничества. За 1 принято активно отрицательное отношение к лечению, за 5 — активно положительное; коэффициенты 2, 3 и 4 соот­ветствуют переходным формам. В периоде смешанного прикуса коэффициент сотрудничества равен 3, 33±1, 12, в периоде по­стоянного — 4, 03±0, 14. Для лечения пациентов с коэффици­ентом сотрудничества, равным 1 и 2, отдают предпочтение ^паратам, которыми больные пользуются во время сна (ак­тиваторы различных конструкций). Для лечения пациентов с коэффициентом сотрудничества, равным 3, применяют по


показаниям несъемные аппараты. При коэффициенте 5, поло­жительные результаты получают после круглосуточного приме­нения функционально-действующих аппаратов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.