Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активность в оказании комплексной лечебной помощи, применениесовременных конструкций ортодонтическихаппаратов,сокращение сроков лечения.






Расчет эффективности ортодонтической диспансеризации производят на 100 детей среднегодового контингента, прини­мая во внимание количественный сдвиг в диспансерных груп­пах за счет перевода детей в группу здоровых после проведения профилактических мероприятий или окончания активного аппаратурного лечения. В эту группу входят все дети, у которых в течение последних 2 лет не наблюдалось рецидивов зубоче­люстных аномалий и не выявлено морфологических и функ­циональных нарушений в зубочелюстной системе.

При диспансерном обслуживании детей с учетом состояния здоровья их распределяют на три основные группы.

I группа— дети дошкольного и школьного возраста, не имеющие хронических соматических заболеваний и поражений центральной нервной системы, без выраженных стоматологи­ческих заболеваний (с интактными зубами, правильным их расположением, интактным пародонтом, физиологическим прикусом).

У детей этой группы (практически здоровых) при двукрат­ных плановых осмотрах в возрасте до 7 лет и однократных в возрасте от 7 до 15 лет следует обращать внимание на сроки прорезывания и смены временных зубов и прорезывания по­стоянных, а также своевременно выявлять сверхкомплектные зубы, врожденное отсутствие отдельных зубов, нарушение эмали постоянных зубов, начало кариозного процесса и его ослож­нений, снижение высоты прикуса в результате повышенной стираемости временных зубов или недостаточной стертости их бугров (особенно клыков), привычные смещения нижней че­люсти, вредные привычки, нарушения артикуляции языка с °кружающими органами и тканями (укорочение его уздечки), " арушения функций зубочелюстной системы, зрения, осанки. Перечисленные отклонения и нарушения нередко являются ричиной развития зубочелюстных аномалий, которые следует


своевременно обнаружить, после чего перевести ребенка из I во II группу диспансеризации.

II г р у п п а — дети с хроническими соматическими заболе­ваниями. В эту группу включают недоношенных детей, неправиль­но искусственно вскормленных, перенесших рахит на 1-м году жизни, перенесших инфекционные заболевания и имеющих различные расстройства органов пищеварения. Кроме того, сюда причисляют детей с хроническими заболеваниями уха, горла, носа, длительным ротовым или смешанным дыханием и не­смыканием губ, дети с нарушенной осанкой и патологией зрения, у которых обычно наблюдаются зубочелюстные ано­малии, ранние симптомы кариозного нарушения зубов и за­болеваний пародонта.

При зубочелюстных аномалиях ортодонт определяет объем профилактических и лечебных ортодонтических мероприятий и оказывает помощь до устранения нарушений.

III г р у п п а — дети со стоматологическими заболеваниями и показаниями к длительной диспансеризации. Их направляют к ортодонту. Ниже при описании последовательности диспан­серного наблюдения за детьми указаны особенности профилак­тической и лечебной ортодонтической помощи с учетом но­зологических форм нарушений.

Для устранения большей части зубочелюстных аномалий необходимо, чтобы профилактическая работа систематически осуществлялась стоматологом-педиатром в организованных детских коллективах при активной помощи родителей, род­ственников, педагогов, принимающих участие в воспитании ребенка.

Ортодонт должен руководить работой по предупреждению зубочелюстных аномалий, проводимой стоматологами детского возраста, осуществлять специализированное лечение аномалий прикуса, нарушений функций зубочелюстной системы и стре­миться к достижению эстетического оптимума.

Диспансерное наблюдение, проводимое ортодонтом. I груп­па— дети дошкольного и школьного возраста без соматичес­ких заболеваний, поражений центральной нервной системы, выраженных стоматологических заболеваний. Н а 1-м году жизни (период начала прорезывания временных зубов) ча­стота осмотра стоматологом один раз в месяц совместно с педиатром.

Особое внимание следует обращать на подвижность языка, макроглоссию, наличие укороченной уздечки языка, форму альвеолярных отростков, их соотношение в переднем участке при приведении нижней челюсти к верхней (наличие сагит­тальной, вертикальной щели), ошибки при искусственном вскармливании (расположение бутылочки, глубину введения


соски в полость рта), наличие сверхкомплектных зубов, сроки прорезывания, качество и цвет временных зубов.

Основные пути оздоровления: рассечение или пластика укороченной уздечки языка. Массаж альвеолярного отростка в участках его недоразвития у детей в возрасте от 6 мес до 1 года. Обучение правильному искусственному вскармливанию ребен­ка — правильной его укладке при кормлении, предотвращению давления горлышком бутылочки на альвеолярный отросток. Регулирование усилий ребенка при сосании за счет сжатия пальцами материнской груди, правильного подбора отверстия в соске, длины соски и степени ее введения в полость рта, наблюдение за регулярностью глотания. Удаление сверхкомп­лектных зубов. Сбалансированное питание по возрастной схеме для ребенка 1-го года жизни, сбалансированное питание ма­тери, рациональный режим.

При наличии патологии ребенка переводят во II или III группу диспансерного наблюдения.

Н а 2-м и 3-м году жизни (период завершения форми­рования молочного прикуса) частота осмотра стоматологом совместно с педиатром один раз в месяц.

Особое внимание следует обращать на выявление врожден­ной патологии, исключая врожденную расщелину губы, аль­веолярного отростка, неба, нарушение сроков прорезывания временных зубов, вредные привычки сосания пальцев, различ­ных предметов, принужденную позу, нарушенную осанку, плоскостопие, выявление ранних стадий кариозного процесса, зубочелюстных аномалий.

Основные пути оздоровления: наблюдение за последователь­ностью прорезывания временных зубов и их установлением в прикусе. Применение глицерофосфата кальция после согласо­вания вопроса с педиатром. Массаж альвеолярного отростка при затрудненном прорезывании временных зубов. Раннее выявление адентии на основании оценки формы альвеолярных отростков и степени развития других производных эктодермы (кожа, волосы, ногти, хрусталик глаза, нервная система). Борьба с вредной привычкой сосания пальцев (применение налокте-вых повязок). Лечебная физкультура для нормализации осанки и устранения плоскостопия, кривошеи. Предупреждение и ликвидация причин, ведущих к развитию зубочелюстных ано­малий. Реминерализующая терапия кариеса в стадии пятна на открытых поверхностях зубов. Пломбирование кариозных поло­стей, восстановление контактных пунктов между зубами. Сана­ция полости рта. В 2, 5—3 года покрытие зубов фторлаком 2 раза в год. Обучение ребенка правилам гигиены полости рта.

В возрасте 3—6 лет (период сформированного времен-яого прикуса) частота осмотра стоматологом совместно с


педиатром один раз в месяц, оториноларингологом — один раз в 6 мес, ортопедом — один раз в год, ортодонтом — один раз в год.

Особое внимание следует обращать на выявление врожден­ной патологии. Подвижность языка, наличие укороченной или неправильно прикрепленной его уздечки, артикуляции языка с окружающими тканями в покое и во время речи, четкость произнесения звуковых фонем. Несмыкание губ, форму и раз­меры верхней губы, глубину супраментальной борозды. Вялое жевание, отказ от употребления жесткой пищи. Инфантильное глотание. Выявление привычной неправильной позы, наруше­ния осанки, плоскостопия. Наличие сверхкомплектных зубов, вредных привычек. Выявление кариозного процесса — разру­шения отдельных зубов, их ранней потери, снижения высоты прикуса, углубления резцового перекрытия, наличия нестер­шихся бугров молочных зубов (чаще нижних клыков). Появле­ние признаков нарушений прикуса, осанки.

Основные пути оздоровления: пластика укороченной уздеч­ки языка, нормализация речи (обучение у логопеда), дости­жение смыкания губ при вредной привычке ротового дыхания, употребление твердой пищи, обучение правильному глотанию. Удаление прорезавшихся ретинированных зубов. Борьба с вред­ными привычками (применение вестибулярных пластинок, активаторов). Лечебная гимнастика. Направление на консульта­цию к оториноларингологу при ЛОР-заболеваниях и к ортопеду при нарушениях осанки. Санация полости рта с применением описанных выше способов. Сошлифовывание бугров временных зубов, чаще нижних клыков. Изготовление и укрепление ко­ронок на отдельных временных зубах, чаще молярах. Замещение дефектов зубных дуг пластиночными съемными протезами, укрепленными с помощью кламмеров. Использование накусоч-ных площадок в переднем участке верхнего протеза для повы­шения прикуса. Гигиена полости рта.

В возрасте 6—9 лет (начальный период сменного прикуса) частота осмотра стоматологом один раз в 6 мес, оториноларингологом — один раз в б мес, логопедом — один раз в год, ортопедом — один раз в год.

Основное внимание следует обращать на то же, что в двух предыдущих периодах, а также задержку смены вторых времен­ных моляров и временных клыков.

Основные пути оздоровления те же, что и в предыдущем периоде: плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения. Удаление временных моляров и клыков при хроническом гранулирую­щем периодонтите, а также задержавшихся временных зубов после рентгенофафического контроля. Выявление мезиального


сдвига зубов. Продолжение удаления зубов по Хотцу. Опреде­ление ортодонтических показаний к удалению отдельных зу­бов, в том числе разрушенных постоянных зубов путем про­тезирования. Удаление по показаниям ретенированных сверх­комплектных зубов. Наблюдение за прорезыванием клыков, премоляров и вторых постоянных моляров; массаж в их области. Удаление увеличенных аденоидов, небно-глоточных миндалин при аномалиях прикуса.

В возрасте 12—15 лет (период постоянного прику­са). Частота осмотра стоматологом — один раз в год, ортодон- jq^ — один раз в 6 мес, оториноларингологом — один раз

в год.

Основное внимание следует обращать на те же морфологи­ческие, функциональные и эстетические отклонения и нару­шения, которые описаны у детей 6—9 и 9—12 лет, а кроме того, на функциональную перегрузку отдельных зубов и их групп. Сроки формирования корней постоянных зубов, выявление преждевременного формирования моляров на более развитой челюсти, особенности формирования постоянного прикуса, появление симптомов его патологии, нарушение последова­тельности прорезывания вторых постоянных моляров. Наличие кариозного процесса и его интенсивность. Состояние перио-донта зубов, леченных по поводу пульпита и периодонтита. Ранние симптомы болезней пародонта. Состояние слизистой оболочки полости рта. Наличие или отсутствие зачатков третьих постоянных моляров и размеры их коронок.

Основные пути оздоровления те же, что и в предыдущих периодах (6—12 лет), а также сбалансированное питание с полноценной нагрузкой на жевательный аппарат. При низком содержании фтора в питьевой воде (до 0, 3 мг/л) назначение 2, 2 мг фторида натрия в день (250 дней в году). Местная об­работка зубов фторлаком 2 раза в год. Реминерализующая терапия кариеса в стадии пятна. Лечение кариеса и его осложнений, лечение болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Избирательное пришлифовывание режущих краев передних зубов и бугров — боковых. Санитарно-просветительная работа среди школьников, педагогов, родителей. Предупреждение и лечение зубочелюстных аномалий и деформаций.

II группа — дети с хроническими стоматологическими заболеваниями, обусловливающими особенности диспансери­зации у ортодонта. Дети, рожденные недоношен­ными, искусственно вскармливаемые и боль­ные рахитом на 1-м году жизни, дети с раз-очными формами расстройства пищеваре­ния. Частота осмотра стоматологом совместно с педиатром °Дин раз в 3 мес.


Основное внимание следует обращать на ранние симптомы недоразвития челюстей, зубочелюстных деформации (наруше­ния минерализации зубов и челюстных костей в первые месяцы и на 1-м году жизни обусловливают большую частоту и интен­сивность кариеса, гипоплазии эмали, зубочелюстных деформа­ций).

Основные пути оздоровления: правильное искусственное вскармливание, режим питания. Лечебная гимнастика для жевательных и мимических мышц с целью предупреждения развития челюстных деформаций. Реминерализующая терапия ранних форм кариеса. Лечение кариеса и его осложнений. Восстановление формы разрушенных кариесом зубов, а также зубов при гипоплазии эмали с помощью искусственных коро­нок. Предупреждение и лечение зубочелюстных деформаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.