Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Очерк исследования специфических особенностей ипохондрии, в частности ее связи с истерической конверсией и органическим заболеванием






Тебя одно, о, тело мое, драгоценное тело мое, люблю тебя, мою единственную защиту от смерти!

Поль Валери, Нарциссические фрагменты

Связь между душой и телом не является параллельной... и она также не является абсолютно непрозрачной... Ее следует понимать, как связь между выпуклым и вогнутым; проч­ным сводом и пространством, которое он ох­ватывает.

Мерло-Понти, Видимое и невидимое

Поскольку сегодня, в обыденном языке, ипохондрия обычно считается мнимой болезнью, то, прежде всего, возникает проблема ее определения, с точки зрения психопатологии. Не идет ли в данном случае речь о некоей нозографи­ческой единице, которая в своей хронической форме похожа на психоз? А мо­жет, она, скорее, является неким временным психическим состоянием, кото­рое проявляется и при неврозах, и при психозах; которое может появиться в разные периоды жизни (юность, кризис среднего возраста, старость); или со­стоянием, которое связано с периодами психоаналитического лечения? Мы вовсе не стремимся выбрать из множества значений данного термина только одно, точное; мы хотели бы сделать акцент лишь на метапсихологическом зна­чении ипохондрии как страхе.

С этой точки зрения, относительная неопределенность данного понятия подтверждается эволюцией рассуждений Фройда об ипохондрии. Неоднозначность данного термина свидетельствует о ее сложном положении в психике. Впервые она упоминается в рукописи Б (8 февраля 1893 года), и здесь она определяется как один из хронических симптомов невроза страха, который Фройд в


1898 году вместе с неврастенией включил в число двух актуальных неврозов1.


Удивительно, что семантические колебания Фройда в ту эпоху свидетельствуют о его затруднениях определить место данной разновидности страха (ипохондрического проявления) между соматикой и психикой. В конце концов, он опреде­ляет ипохондрию как «страх, связанный с телом». Может возникнуть вопрос, НТО он имел в виду под «связью с телом», когда известно, что в рамках первой теории страха под актуальным неврозом понималось сексуальное возбуждение чисто соматического характера, не связанное с психическими представлениями, на­копление которого вело к характерной для страха разрядке, носящей, в сущно­сти, соматический характер. В связи с этим небезынтересно отметить, что Фройд при характеристике невроза страха говорит о «некоей " конверсии", похожей на ту, которая встречается при истерии», однако этой конверсии присуща обратная по­лярность (Manuscript; Е, 1894, Anf. р. 104; S. Е., I, р. 195; франц. перевод — с. 85),

С другой стороны, он не испытывает никаких колебаний в 1895 году, по пово­ду «ипохондрической фобии» (с. 42; G. W., I, р. 349; S. Е., III, р. 78), описывая случай с одной пациенткой, которая испытывала страх превратиться В сума­сшедшую, — психический результат, который он тем не менее связывал с сексу­альной неудовлетворенностью. Данная психосоматическая перспектива приве­ла Фройда к мысли о том, что ипохондрия является третьей разновидностью сексуального невроза (1912 Ь), и в то же время он стал видеть в сексуальном неврозе «ядро психоневротического симптома, эту песчинку в центре жемчу­жины» (G. W., VIII, р. 338; S. Е., XII, р. 218; франц. перевод - с. 179).

Введение понятия «нарциссизм» представляет собой следующий этап теоретической разработки понятия «ипохондрия», которое становится объектом ново­го противоречия между Я-либидо и объектным либидо. Органическое заболева­ние и ипохондрия становятся двумя аналогичными модальностями отвода либидо в Эго. Акцент сделан на близости ипохондрических страхов с парафрениями и, следовательно, с психозом. По этому поводу Фройд (1914) выдвинул гипотезу о «либидном застое в Эго», который становится источником неудовольствия. Проблема, по его же собственным словам, заключается в экспликативной ценно­сти этого экономического процесса. Однако он не оставляет идеи участия ипо­хондрического ядра в психопатологической организации, какой бы она ни была — невротической или психотической. Его размышления об ипохондрическом синд­роме позволили ему уподобить напряжение от соматического возбуждения боль­ного органа возбужденному генитальному органу. Тем самым он предложил рас­пространить эту «эрогенность» на все органы — как внутренние, так и внешние, Благодаря своей склонности к ипохондрическому страданию тело приобретает эрогенное качество, оценка которого, тем не менее, зависит от распределения ко­личества Я-либидо. В подобной строгой экономической перспективе трудно провести

1 Впервые термин «актуальный невроз» появляется у Фройда в работе «Сексуальность в этиологии неврозов» (1898). До этого он считал его одним из «сексуальных не­врозов», как он поступал всякий-раз, когда стремился подчеркнуть роль сексуального фактора в каком-либо неврозе, в том числе и в психоневрозах.


дифференциацию между различными соматическими решениями: симптомами истерической конверсии, органическим заболеванием, ипохондрией. Наша задача — углубиться в сущность данной проблемы и точнее определить модальности рассматриваемой психической работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.