Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Репертуарный тест ролевого конструкта






Келли разработал «Репертуарный тест ролевого конструкта» (сокра­щенно Pen-тест) для оценки важных конструктов, которые человек ис­пользует при интерпретации значимых людей в его жизни2. Первоначаль­но Pen-тест мыслился как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиен­та и то, как он использует ее для оценки своего социального и матери­ального окружения. К сожалению, характер Pen-теста не вписывается в традиционную систему психометрической оценки; нет данных о его на­дежности, валидности или стандартизации, которые позволяют потенци­альному пользователю применять тест практически. Но в том, что делал Келли, вообще очень мало традиционного. Итак, хотя Pen-тест был раз­работан в рамках теории Келли, исследования, касающиеся его клиничес­кого и экспериментального применения не обязательно показывают ва-лидность самой теории. Помня об этом предостережении, давайте рас­смотрим, как используется этот оценочный инструмент для измерения конструктной системы человека.

Существует много форм Pen-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей для всех. Испытуемому предлагается спи­сок названий ролей — от 20 до 30 различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого

1 Хьелл JI., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и приме­
нение). СПб.: Питер, 2000. С. 457-462.

2 См.: Kelly G. The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton, 1955. Vol. 1, 2.


Хьелл Л, Зиглер Д. Эмпирическая валидизация концепций..,



(например, учитель, который ему нравился). Испытуемого просят написать для каждой роли имя лично знакомого ему человека, который больнее всего подходит к этой роли. Некоторые из типичных ролей, встречающи­еся в перечне названий ролей, приведены в табл. 1.

Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить «самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей». Например, испытуемого мо­гут попросить определить сходство и различие людей, которых он обозна­чил как сестру, брата и мать. Рассматривая эту триаду, испытуемый го­ворит, например, что брат и сестра похожи в том, что они «спокойные», в отличие от матери, которая «гиперактивна». В терминологии Келли, кон-


Перечень определений названия ролей для решетки Реп-теста


Таблица 1


 

  Название роли Определения
  Я Вы сами
  Мать Ваша мать или человек, выполняющий роль матери в вашей жизни
  Отец Ваш отец или человек, выполняющий роль отца в вашей жизни
  Брат Ваш брат, близкий вам по возрасту, или, если его нет, малыш приблизи­тельно вашего возраста, который мог бы быть вам братом в раннем отрочестве
  Сестра Ваша сестра, близкая вам по возрасту, или, если у вас нет сестры, девоч­ка приблизительно вашего возраста, которая могла бы быть вам сестрой в раннем отрочестве
  Супруг(а) Ваша жена (муж), или, если вы не состоите в браке, ваш теперешний друг противоположного пола
  Принимаемый учитель Учитель, сильнее всего повлиявший на вас, когда вы были подростком
  Отвергаемый учитель Учитель, чьи взгляды вызывали у вас наибольшие возражения, когда вы были подростком
  Начальник Работодатель, супервизор или служащий, которому вы подчинялись в период большого стресса
  Доктор Ваш врач
И Человек, которого вы жалеете Человек, которому вы больше всего хотели бы помочь или больше всего сочувствуете
  Отвергающий человек Человек, с которым вы были связаны и которому по каким-то неожиданным причинам вы не нравитесь
  Счастливый человек Счастливый человек, которого вы лично знаете
  Этичный человек Человек, отвечающий самым высоким этическим нормам, которого вы лично знаете
  Умный человек Самый умный человек, которого вы знаете лично

Источник: адаптировано из Kelly, 1955, р. 227.



Тема 13. Строение личности


структ, полученный таким «способом», это шкала «спокойный—гиперак­тивный». Данную процедуру повторяют с несколькими другими триада­ми (Келли рекомендует от 20 до 30 таких проб), для того чтобы опреде­лить, как испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных им людей. Все роли используются в триадах приблизительно в равной степени, чтобы не оказывать выборочное давление на исследование основ­ных конструктов испытуемого. Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними. Эта форма Реп-теста называется формой перечня и применяется ин­дивидуально.

Келли также разработал технику репертуарной решетки (рис. 1). Метод применения этой версии Реп-теста состоит в том, что испытуемому

 

в; Мать Отец Брат Сестра Супруг(а) Принимаемый учитель Отвергаемый учитель Начальник Доктор Человек, которого вы жалеете Отвергающий человек Счастливый человек Этичный человек Умный человек  
                              № п. п. Полюс конструкта Противополож­ный полюс |
              •/ ® ®   о         авторитетный неавторитетный
о   о                              
              о         о          
        о               о   о      
      о         о         о        
О         о о                      
    о               о              
О   О о                            
                      о   о о      
        о   о           О          
              о                    
                      О О о        
  О   о                     О      
        о   о   о                  
О   О               О              

Рис. 1. Репертуарная решетка Реп-теста (Источник: адаптировано из Kelly, 1955, р. 270)


Хьелл Л., Зиглер Д. Эмпирическая валидизация концепций,.. 525

предъявляют специально подготовленную решетку, или матрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой — раз­личные разряды, к которым он их относит. Испытуемый заполняет форму, обозначая людей, которые подходят к ролям, указанным сверху на рис. 1 (т.е. после прочтения краткого определения роли каждого). Затем испы­туемого просят заполнить первый ряд матрицы под колонками, обозначив трех людей кружками. Эти кружки обозначают три фигуры, которых ис­пытуемый считает перворазрядными. На рис. 1, например, ряд 1 матрицы содержит кружки в клетках под колонками 9, 10 и 12 (т.е. «начальник», «доктор» и «отвергаемый человек»). Испытуемого просят подумать о важ­ной характеристике, которая делает двух из этих трех людей похожими друг на друга и отличает их от третьего человека. Решив, чем эти две фи­гуры похожи, но отличаются от третьей, испытуемый перечеркивает два кружка, которые соответствуют двум похожим людям. Третий кружок ос­тается неперечеркнутым. Затем испытуемый пишет слово или короткую фразу, которая показывает, чем эти две фигуры похожи, в колонке «полюс конструкта». В колонке «противоположный полюс» он пишет слово или короткую фразу, из которой ясно, чем третья фигура отличается от двух других. Как показано на рис. 1, начальник и доктор похожи, потому что они «начальство», а отвергаемый человек «не начальство». Наконец, испы­туемый проверяет оставшиеся фигуры в первом ряду (не рассматривавши­еся в разряде, который выявлял величину конструкта) и делает пометку в клетке, если характеристику полюса конструкта можно использовать для интерпретации этой фигуры. Этот процесс продолжается до тех пор, пока испытуемый не заполнит все оставшиеся ряды. В результате получается решетка с фигурами вверху, различными конструктами в правых колонках и пустыми и помеченными клеточками внутри прямоугольника. Возмож­но, вам это покажется интересным и познавательным, и вы заполните ре­шетку на рис. 1 своими собственными социальными конструктами.

Как интерпретировать результаты Pen-теста. Конечным результа­том Pen-теста является модель конструктов, которые человек использу­ет для интерпретирования своей социальной действительности. Данные формы перечня обычно подвергаются клиническому анализу, в котором исследователь рассматривает: 1) количество и разнообразие выявленных конструктов; 2) содержание и характер конструктов; 3) связь различных фигур с конструктами и между собой; 4) дополнительные характеристи­ки конструктов испытуемого, такие как их проницаемость, открытость или закрытость и коммуникабельность. Это субъективная интерпретация результатов Pen-теста. Келли1 разработал математическую схему анали­за формы решетки, для того чтобы уменьшить вероятность интерпрета­ционных ошибок или отклонений. При этой форме статистического ана-

1 См.: Kelly G. A nonparametric method of factor analysis for dealing with theoretical issues. Unpublished manuscript. Mimeograph, Ohio State University, 1961.



Тема 13. Строение личности


 


Шкала когнитивной сложности—прос тоты


Таблица 2


 

Когнитивно сложный человек Когнитивно простой человек
Имеет конструктную систему, содержащую четко дифференцированные конструкты Имеет конструктную систему, в которой неясны различия между конструктами
Может четко отличать себя от других Затрудняется отличать себя от других
Способен прогнозировать поведение других Не способен прогнозировать поведение других
Рассматривает других по многим категориям Рассматривает других по небольшому числу категорий

лиза решетка сокращается до нескольких основных конструктов, которые наиболее точно отражают систему взглядов испытуемого.

Другой способ анализа результатов Pen-теста был предложен Байе-ри1. Он предположил, что изучая пометки в различных рядах формы ре­шетки, можно определить относительную когнитивную сложность—про­стоту конструктной системы индивида. Одинаковые пометки обозначают малое количество конструктов и, следовательно, недифференцированное мнение о других (когнитивная простота). С другой стороны, неодинаковые пометки означают большое количество конструктов и, следовательно, высо­ко дифференцированную конструктную систему (когнитивную сложность). По Байери, люди, характеризующиеся когнитивной простотой, вероятно, будут игнорировать информацию, которая противоречит их сложившему­ся впечатлению о других. Они чрезмерно просты и не разнообразны в меж­личностном общении. Далее им трудно увидеть разницу между собой и другими (они стремятся предположить, что другие похожи на них).

И напротив, люди с когнитивной сложностью, вероятно, будут коди­ровать все нюансы и тонкости личности другого человека, включая не­избежные противоречия. Они также смогут прогнозировать поведение других лучше, чем те, кто отличается когнитивной простотой. В табл. 2 обобщаются ключевые характеристики людей, обладающих когнитивной простотой и когнитивной сложностью.

Допущения, лежащие в основе Pen-теста. Келли сознавал, что и исследователи, и психотерапевты должны делать некоторые допущения, используя Pen-тест для измерения личностных конструктов2. Одним из таких допущений является то, что конструкты, выявленные с помощью теста, не ограничиваются людьми, перечисленными в перечне названий ролей, они будут использовать новых людей в новых ситуациях. Если бы

1 См.: BleriJ. Cognitive complexity-simplicity and predictive behavior // Journal of
Abnormal and Social Psychology. 1955. 51. P. 263-268; BieriJ. Complexity-simplicity as a
personality variable in cognitive and preferential behavior // D. Fiske, S. Maddi (Eds.).
Functions of varied experience. Home-wood, IL: Dorsey Press, 1961.

2 См.: Kelly G. The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton, 1955. Vol. 1, 2.


Хьелл Л., Зиглер Д. Эмпирическая валидизация концепций... 527

респондент использовал конструкты, выявленные с помощью теста, толь­ко по отношению к людям, упомянутым в перечне, это уменьшило бы ценность результатов для исследователя, пытающегося понять, как чело­век интерпретирует социальный мир в целом. В этой связи существует допущение, что люди, упомянутые в тесте, являются представителями тех, с кем, возможно, испытуемые общаются в повседневной жизни. Образцы конструктов, используемых только для отдельных людей, которых испы­туемые редко встречают, не столь ценны для понимания того, как испы­туемые интерпретируют большинство людей, с которыми они регулярно общаются.

Наиболее слабым местом в теории Келли является предположение, что люди могут точно описать (определить) конструкты, которые они ис­пользуют, чтобы объяснить, в чем другие люди похожи друг на друга, а в чем различны. Однако ограничения, свойственные нашему языку, пред­полагают, что конструкты не могут всегда быть адекватно вербализова­ны. Келли признавал, что точные слова не всегда приходят на ум, когда людей просят описать их конструктные системы. Фактически он пола­гал, что иногда люди формулируют «превербальные конструкты» еще до того, как они научатся говорить. Тем не менее, даже когда испытуемые находят слова, наиболее точно выражающие то, что они подразумевают, исследователи по-разному могут интерпретировать их. Слова, которые испытуемые выбирают для описания конструктов, могут быть интерпре­тированы исследователем так, что у него может сложиться неправиль­ное впечатление о мировоззрении испытуемого.

Учитывая тот факт, что Pen-тест имеет существенные ограничения1, вероятно, лучше всего рассматривать его только в качестве одного из не­скольких источников информации о том, как люди интерпретируют свой мир (как и большинство методов самооценки). А именно, если исследова­тели и психотерапевты осведомлены о некоторых допущениях, лежащих в основе этого метода, то Pen-тест может быть полезным инструментом в изучении конструктной системы испытуемых.

1 См.: Bonarius J., Holland R., Rosenberg S. (Eds.) Personal construct theory: Recent advances in theory and practice. London: Macraillan, 1980.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.